Украина: Власти игнорируют эскалацию насилия со стороны праворадикальных группировок

В связи с последним нападением на мероприятие Amnesty International Украины в Киеве со стороны членов праворадикальных группировок, Amnesty International публикует следующее заявление.

Украинские власти систематически показывают неспособность предотвратить и адекватно отреагировать на насилие со стороны праворадикальных группировок, которое непрерывно растёт начиная с 2015 года. Жертвы такого насилия и угроз насилия, среди которых женщины, активисты и активистки за права ЛГБТИ, левые активисты, семьи рома, прочие лица и группы, остаются уязвимыми к дальнейшим нападениям, запугиванию и агрессии. За редкими исключениями, такими как КиевПрайд в июне 2017 года, они остаются без эффективной защиты, и ничто не свидетельствует о том, что власти рассматривают меры по комплексной защите уязвимых для праворадикального насилия групп, не говоря уже о том, чтобы они внедрялись на практике.

К тому же, постоянная неспособность властей справиться с проблемой насилия со стороны праворадикальных группировок поощряет членов таких групп планировать и осуществлять дальнейшие нападения, так как они осознают свою почти полную безнаказанность за такие действия. Этот провал властей равносилен открытому пренебрежению правами на свободу выражения мнений и мирных собраний, а также правом на свободу и безопасность групп и лиц, которые могут стать жертвами таких нападений. Украинские власти должны отреагировать на эту проблему чёткой политикой нулевой толерантности к такому насилию и немедленно принять меры, чтобы привлечь виновных к ответственности и защитить жертв.

За последние 12 месяцев Amnesty International зарегистрировала не менее 30 таких нападений со стороны членов праворадикальных группировок. Во всех этих случаях, кроме одного, злоумышленники остались безнаказанными за свои действия. Это дало карт-бланш на планирование и осуществление дальнейших нападений, побудило и дальше оскорблять и запугивать своих потенциальных жертв как онлайн, так и оффлайн - при этом чётко прослеживается, что эта проблема усугубляется.

Примечательно, что украинские власти, похоже, выбрали стратегию никаким адекватным образом не реагировать на нападения на левых активистов и маргинализируемые сообщества. В большинстве случаев члены праворадикальных группировок планируют и совершают нападения открыто и часто бравируют совершённым в соцсетях и оффлайн. Во многих случаях они заранее обнародуют информацию о своих планах на закрытых и открытых онлайн-форумах, а также другими способами. С учетом этого, для украинских правоохранительных органов должно было быть несложно принять достаточные и эффективные мер, а также идентифицировать и наказать виновников предыдущих нападений. Однако, за редким исключением, этого не происходит.

Эффективная защита КиевПрайда в 2016 и 2017 годах - среди немногочисленных исключений из ставшего общим правилом отсутствия эффективной защиты мероприятий на ЛГБТИ-тематику и активистов за права ЛГБТИ. Ещё более редким исключением является преследование виновных в совершении нападений, совершённых представителями праворадикальных группировок. Лишь в одном случае из тех, что задокументировала Amnesty International в течение последних 12 месяцев, а именно в деле нападения на Фестиваль равенства в Запорожье в сентябре 2017, злоумышленники были идентифицированы, арестованы и привлечены к суду (на момент написания, судебный процесс еще продолжается).

Среди последних нападений - срыв открытого публичного мероприятия «Наступление на права ЛГБТИ как форма цензуры: Опыт России», который должен был состояться на площадке Underhub в Киеве 10 мая. Поскольку киевский офис Amnesty International выступал организатором мероприятия, и представители и представительницы Amnesty International присутствовали на нём в качестве спикеров вместе с представительницами Human Rights Watch и КиевПрайд, это позволило всем трём организациям стать непосредственными очевидцами срыва мероприятия. Обстоятельства произошедшего были схожи с многими другими задокументированными нападениями.

В тот день незадолго до начала мероприятия на место его проведения прибыли более 20 праворадикальных активистов, пригрозивших участникам насилием, если они немедленно не покинут помещение. Три частных охранника, нанятых организаторами мероприятия, заблокировали вход в аудиторию, таким образом не позволив праворадикалам реализовать свои угрозы.

Однако организаторы и некоторые из участников мероприятия были заблокированы внутри и не могли начать мероприятие. Пять сотрудников Печерского отдела Главного управления Национальной полиции, присутствовавшие на месте с самого начала отказались вмешиваться в происходящее. Их руководитель заявил организаторам мероприятия, что его группы из пяти человек недостаточно, чтобы контролировать нападающих, и добавил с едва скрытым сарказмом: «Они же вас не бьют, правда?» Некоторые из участников, которые приехали позже и остались в коридоре, не имея возможности попасть в помещение, стали свидетелями, как руководитель полицейских дружески общается с лидером группы нападающих. Они также слышали, как работники полиции используют гомофобные выражения.

Вскоре после начала конфликта пришёл владелец или представитель владельцев помещения и заявил организаторам, что они должны отменить мероприятие и освободить помещение. Этот человек также заявил нападающим или назвал их «нормальными ребятами», что представляет собой гомофобную ремарку, подчёркивающую их отличие от ЛГБТИ-активистов. Он также заявил, что если бы он знал, что мероприятие будет на тему прав ЛГБТИ, он не согласился бы предоставить для него помещение.

Примерно через час с начала конфликта прибыла группа патрульной полиции города Киев. Организаторы мероприятия поговорили с руководителем группы патрульных, который пообещал им поддержку и защиту. Действительно, участники мероприятия смогли безопасно покинуть место проведения только после прибытия патрульной полиции. Их провели на улицу небольшими группами и посадили в такси, чтобы они безопасно доехали домой, поскольку были опасения, что на них нападут в дороге - к подобным мерам защиты часто прибегают на мероприятиях, которые эффективно защищает полиция.

Нападение вечером 10 мая не стало неожиданностью. Организаторы получили угрозы от членов праворадикальных группировок, что мероприятие будет сорвано, и проинформировали об этом полицию - именно поэтому полиция присутствовала на мероприятии с самого начала. Однако было совершенно очевидно, что работники полиции, которые были на месте проведения мероприятия с самого начала, не имели никакой или почти никакой информации о готовящемся насилии, а если и имели, то не были к нему соответствующим образом подготовиться. По наблюдениям участников мероприятия и исходя из разговоров сотрудников полиции на месте, которые они услышали, очень вероятно, что у работников полиции не было чёткого плана действий в той вполне ожидаемой ситуации. При этом вся ключевая информация была доступна в открытых онлайн-источниках, возможные риски могли были быть проанализированы исходя из опыта проведения подобных мероприятий в Киеве, на которые нападали члены праворадикальных группировок.

Лишь после прибытия подкрепления из патрульной полиции, представители которой были вооружены и приехали в достаточном количестве, участники мероприятия смогли безопасно покинуть место его проведения. Однако нападавшие все же достигли своей намеченной цели - срыва и отмены мероприятия, - о чем некоторые из них потом хвастались онлайн, публикуя в том числе и фотографии участников этого нападения. Никто из нападавших не был задержан ни на месте, ни на момент публикации заявления, никто не был привлечен к ответственности.

Обстоятельства произошедшего были во многом похожи на многочисленные другие нападения праворадикальных групп.

Только в день 8 марта произошли многочисленные нападения на участников и участниц мирных акций за права женщин по всей Украине.

В Киеве в ходе проведения Марша женщин от нападений пострадали по меньшей мере пять человек. Среди них две женщины, которых избили и облили «зелёнкой». Журналисту Богдану Новаку и ещё одному участнику акции распылили в лицо перцовый газ. У нескольких участников марша силой отобрали и растоптали плакаты. На одном из видео видно, как у активисток пытаются отобрать баннер, причем работники полиции не противодействуют нападающим, а требуют у женщин его свернуть для того, чтобы якобы предотвратить «провокации».

Кроме того, в ходе проведения Марша женщин в Киеве против одной из его организаторов, директора общественной организации «Инсайт» Елены Шевченко, был составлен протокол об административном правонарушении за жалобы на один из баннеров, который несли активистки, поскольку его восприняли как «провокационный». На баннере, изображение которого затем широко разошлось в соцсетях, была изображена женская фигура и трезубец, направленный на её ягодицы. 12 марта в 15:00 состоялось заседание Шевченковского районного суда по этому делу, на которое пришли около 20 агрессивно настроенных молодых людей. По словам Елены Шевченко и её адвоката, эти люди имели при себе телескопические дубинки и газовые баллончики, угрожали ей и оказывали давление на суд. Также эти люди заблокировали выход из суда. Само судебное заседание было перенесено на 15 марта. В этот день в зал заседаний пришли многочисленные активисты из группы поддержки Шевченко в сопровождении журналистов и представителей посольств. Суд постановил, что Елена Шевченко не виновна в совершении правонарушения, и закрыл это дело.

Во Львове в ходе проведения марша «Сестринство. Поддержка. Солидарность» неизвестные напали на его участников, также пытаясь облить их «зелёнкой». Одному из участников нанесли черепно-мозговую травму (трещина костей черепа, внутричерепная гематома, повреждение глаз, кожных покровов носа и ушей), пострадавший был госпитализирован в тяжелом состоянии.

В Ужгороде на активисток за права женщин напала группа из шести человек, которые облили их красной краской. Одна из организаторов, Виталина Коваль, получила химический ожог глаз. Полиция задержала группу нападавших и предъявила четырём участвовавшим в нападении женщинам обвинения в хулиганстве на почве ненависти (статьи 161 и 296 УК Украины), но в тот же день все они были отпущены на свободу. В последующие дни активистки за права женщин стали получать угрозы в социальных сетях.

Вечером 20 апреля праворадикальная группировка «C14» организовала погром табора ромов в парке на Лысой горе в Голосеевском районе Киева. Погрому предшествовали визиты в табор представителей «С14» и людей, представившихся работниками Голосеевской госадминистрации, которые потребовали от ромов покинуть территорию. По словам очевидцев, в ходе погрома нападавшие использовали газовые баллончики, холодное и, возможно, огнестрельное оружие. По сообщениям, среди пострадавших были дети. За два месяца до этого, представители «С14» и «Муниципальной стражи» (коммунальное предприятие, в чьи функции входит охрана общественного порядка - Amnesty) также приходили в этот табор и убеждали ромов покинуть его. Нападавшие также сожгли некоторые из 15 палаток, которые были разбиты в таборе. На следующий день полиция заявила, что к ним не поступали заявления по поводу погрома и, соответственно, они не могут прокомментировать этот инцидент. 25 апреля 2018, после появления видео нападения на табор ромов в Киеве полиция начала производство по двум статьям Уголовного кодекса Украины. Между тем представители «С14» отчитались об успехе своего «мероприятия» онлайн и сообщили в специально размытых формулировках, что использовали «убеждение» для достижения своих целей, а не насилие,. Глава МВД Арсен Аваков в своем Twitter осудил преследование по этническому признаку. На опубликованном lb.ua видео видно, как молодые люди гоняются за детьми и женщинами, бросают в них какими-то предметами и распыляют газ из баллончиков.

На момент опубликования заявления расследование погрома табора ромов продолжается, никаких результатов оно пока не принесло. Однако это не первое нападение на ромов за последние годы в Украине. Никого не был привлечён к ответственности ни в одном из этих случаев, включая принудительное выселение поселения ромов неподалеку от футбольного стадиона в Киеве.

В приложении к этому документу содержится перечень нападений, совершенных членами радикальных группировок в Украине за последние месяцы. Этот список растёт, как и масштаб проблемы.

Украинские власти должна признать проблему растущего насилия со стороны радикальных групп по всей стране и немедленно принять эффективные меры, чтобы с ним справиться. В частности, им следует:

• Публично признать наличие проблемы и её эскалацию, осудив все формы насилия и угроз насилия со стороны праворадикальных групп и неуклонно придерживаться четкой политики «нулевой толерантности» к этому явлению для обеспечения безопасности и защиты жертв и предполагаемых жертв такого насилия, а также эффективного расследования и судебного преследования виновных;

• В рамках этой политики взять на себя обязательства обеспечить полное уважение и эффективную защиту основополагающих прав человека для всех людей в Украине, включая права на свободу слова и мирное собрание, право на свободу и безопасность; взять на себя обязательства бороться с насилием и дискриминацией со стороны государственных и негосударственных субъектов на почве расы, национальности, гендера, сексуальной ориентации, мирных взглядов и других оснований;

• Незамедлительно, эффективно и беспристрастно расследовать все случаи насилия и все задокументированные угрозы насилия, идентифицировать виновников и привлечь их к ответственности в ходе справедливом судебного разбирательства, и таким образом немедленно положить конец безнаказанности, которой пользуются те, кто планирует и осуществляет такие преступления;

• Немедленно принять меры в отношении всех разумно правдоподобных угроз запланированных нападений, о которых стало известно, в том числе обеспечивая эффективную защиту запланированным мероприятиям, которые проводятся на такую тематику и такими лицами, которые регулярно становились мишенью радикальных групп в прошлом, в том числе активистам и активисткам за права женщин и права ЛГБТИ, левым политическим активистам и семьям ромов;

• Воздержаться от любых действий, означающих поддержку, открытую или нет, группам, которые занимаются насилием и/или нарушениями прав человека или пропагандируют их, включая дискриминацию на почве национальности, сексуальной или гендерной идентичности или мирно выражения взглядов;

• Расследовать все известные случаи использования дискриминационного или гомофобного языка представителями полиции и другими государственными чиновниками и принять соответствующие дисциплинарные и другие меры в отношении виновников;

• Предоставить полиции чёткие принципы и рабочие инструкции по защите лиц и групп, а также их мероприятий, которые являются мишенью праворадикальных группировок, и предоставить соответствующим полицейским подразделениям все необходимые ресурсы и обучение, необходимые для этой цели;

• Создать специальную группу для контроля, при необходимости, улучшения разведывательной деятельности полиции в отношении запланированных нападений, агрессии и угроз, направленных на лиц или группы, которые регулярно становятся мишенями праворадикальных групп для обеспечения эффективности мер и действенной защиты уязвимых групп и лиц;

• Активно привлекать имеющийся экспертный потенциал и поддерживать инициативы общественных организаций, журналистов, учёных и прочих лиц для достижения указанных целей.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.