Последнее обновление: Среда, 19 сентября 2018, 07:07 GMT

Заключение № 100 (LV) — 2004 год: Международное сотрудничество и распределение ответственности в ситуациях массового притока беженцев

Версия на английском Conclusion on International Cooperation and Burden and Responsibility Sharing in Mass Influx Situations No. 100 (LV) - 2004
Издатель Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
Автор Исполнительный комитет УВКБ ООН
Дата публикации 8 октября 2004
Другие языки / Приложения German
Цитировать как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Заключение № 100 (LV) — 2004 год: Международное сотрудничество и распределение ответственности в ситуациях массового притока беженцев, 8 октября 2004, доступ по следующему адресу: http://www.refworld.org.ru/docid/523fea894.html [последняя дата доступа 25 сентября 2018]
Комментарии 55-я сессия Исполнительного Комитета.

Исполнительный комитет,

считая, что налаживание международного сотрудничества в решении международных проблем гуманитарного характера составляет цель Организации Объединенных Наций, определенную в ее Уставе, и что Конвенция 1951 г. о статусе беженцев признает, что удовлетворительное решение беженских ситуаций не может быть достигнуто без международного сотрудничества,

вновь подтверждая, что соблюдение государствами своих обязанностей по защите по отношению к беженцам усиливается международной солидарностью, охватывающей всех членов международного сообщества, и что режим защиты беженцев укрепляется на основе целенаправленного международного сотрудничества в духе солидарности и ответственности и распределения бремени между всеми государствами,

отмечая важность международного сотрудничества в целях улучшения тяжелого положения беженцев, действий по устранению причин перемещения беженцев, а также по их предотвращению, в частности на основе укрепления мира, стабильности и диалога, и действий по предотвращению того, чтобы перемещение беженцев становилось источником напряженности между государствами,

подчеркивая обязательства государств по отношению к беженцам, содержащиеся в Конвенции 1951 г. и Протоколе к ней 1967 г. и отраженные в международном праве прав человека и международном гуманитарном праве, и особо отмечая, что дальнейшая приверженность государств делу защиты ценностей и принципов, закрепленных в этих областях права, способствует действенному международному реагированию на ситуации массового притока,

вновь подтверждая важное значение международного распределения ответственности для уменьшения бремени принимающих стран, прежде всего развивающихся стран,

отмечая, что лица, прибывающие в рамках массового притока в поисках международной защиты беженцев, должны всегда получать ее, по крайней мере, на временной основе,

вновь подтверждая, что доступ к убежищу и соблюдение всеми государствами своих обязательств по защите не должны быть обусловлены предварительным осуществлением мер по распределению ответственности, в частности потому, что уважение основных прав человека и гуманитарных принципов составляет обязанность всех членов международного сообщества,

напоминая, что ситуации массового притока создают вызовы, в частности, для принимающих государств, так же как и для других государств региона и для международного сообщества; и вновь подтверждая свое признание тяжелой ответственности, которое несут страны, принимающие массы беженцев, особенно когда вызванное этим присутствие беженцев затягивается, а также необходимость международного сотрудничества ради достижения удовлетворительного долгосрочного решения проблемы, имеющей международные масштабы и характер,

вновь подтверждая в отношении массового притока руководящие принципы усиления распределения бремени и ответственности, включая, в частности, содержащиеся в заключении № 22 (XXXII) — 1981 г. о защите лиц, ищущих убежища, в условиях их массового притока, заключениях № 15 (XXX) — 1979 г. по вопросу о беженцах, не имеющих страны убежища, № 52 (XXXIХ) — 1988 г. о международной солидарности и защите беженцев, № 80 (XLVII) — 1996 г. о всеобъемлющем и региональных подходах внутри системы защиты, № 91 (LII) — 2001 г. о регистрации беженцев и лиц, ищущих убежища, № 94 (LIII) — 2002 г. о гражданском и гуманитарном характере убежища и заключениях № 77 (XLVI) — 1995 г., № 85 (XLIX) — 1998 г. и № 89 (LI) — 2000 г. о международной защите, а также в резолюции 58/169 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 2003 г. о правах человека и массовом исходе,

выражая свое удовлетворение полезным обсуждением ситуаций массового притока и распределения ответственности, которое состоялось в контексте третьей дорожки Глобальных консультаций по международной защите,

ссылаясь на Программу по вопросу о защите, одобренную Исполнительным комитетом, а также цели и задачи, установленные в ее Программе действий, нацеленной на достижение, в частности, более эффективного и предсказуемого ответа на ситуации массового притока и совершенствование механизмов распределения ответственности для распределения бремени стран первого убежища при удовлетворении потребностей беженцев,

а) отмечает, что массовый приток — явление, которое не получило определения, однако для целей настоящего заключения ситуации массового притока могут, в частности, иметь некоторые или все из следующих признаков: i) значительное число людей, прибывающих через международную границу, ii) быстрые темпы прибытия, iii) недостаточность возможностей обустройства или реагирования в принимающих государствах, прежде всего на чрезвычайном этапе, iv) индивидуальные процедуры убежища там, где они существуют, которые неспособны справиться с оценкой столь большого числа;

b) признает, что государства обладают разными возможностями вносить вклад в урегулирование ситуаций массового притока, приветствует весомый вклад стран первого убежища, в частности стран развивающегося мира и стран, сталкивающихся с затяжными беженскими ситуациями, и подчеркивает ценность действий государств, УВКБ ООН и других субъектов по распределению ответственности стран первого убежища и расширения возможностей по защите беженцев в таких принимающих странах;

c) призывает все государства продолжить свои усилия по устранению коренных причин ситуаций массового притока и изысканию долгосрочных решений для беженцев в таких ситуациях, в том числе на основе активизации международных усилий в области предотвращения и урегулирования конфликтов, борьбы с бедностью и пропаганды уважения прав человека и основных свобод;

d) подчеркивает важность усилий по неизменному учету гендерных и возрастных проблем в рамках мер реагирования на каждом этапе массового притока — от разработки и осуществления программ до контроля и оценки, чтобы обеспечить реальное удовлетворение потребностей в защите женщин-беженок, детей-беженцев и других беженцев, в том числе тех, у которых имеются особые потребности в защите, в частности на основе регистрации в принципе на индивидуальной основе, полного и равного участия в решении затрагивающих их вопросов, защиты от сексуального и гендерного насилия и военной вербовки, и сохранения во всех возможных случаях единства семей;

е) отмечает важность разработки потенциальными принимающими государствами и УВКБ ООН, а также другими соответствующими гуманитарными организациями, при поддержке международного сообщества, стратегий чрезвычайной готовности и ответных действий в предвидение ситуаций, которые, вероятно, приведут к массовому притоку;

f) подтверждает необходимость консультаций по международному реагированию на ситуацию массового притока в целях выработки надлежащих международных мер реагирования, включая договоренности между государствами, региональными и международными организациями и, когда это применимо, финансовыми учреждениями в качестве красноречивого знака международной солидарности и в интересах защиты беженцев;

g) рекомендует, чтобы такие консультации были нацелены на выработку, по возможности на самом раннем этапе кризиса, комплексного плана действий, в том числе в контексте инициативы «Конвенция плюс», включающего договоренности на двусторонней и многосторонней основе по распределению бремени и ответственности в ответ на конкретные ситуации массового притока;

h) отмечает далее, что такие консультации могли бы быть созваны Верховным комиссаром в соответствии с Уставом Управления по просьбе страны, подвергающейся массовому притоку, или ex officio для рассмотрения вариантов, соответствующих конкретным условиям данной ситуации;

i) подчеркивает, что такие комплексные планы действий в ситуации массового притока должны оказывать государствам и УВКБ ООН и другим соответствующим действующим лицам содействие в преодолении непосредственной гуманитарной чрезвычайной ситуации более эффективным, предсказуемым и равноправным образом при достижении стандартов обращения для тех, кто нуждается в международной защите, которая в полной мере соответствует международному праву беженцев, международному гуманитарному праву и международному праву прав человека, включая, в частности, фундаментальный принцип недопустимости принципиального возвращения, а также в выявлении и поощрении долгосрочных решений, учитывающих конкретные особенности данной ситуации;

j) рекомендует государствам, УВКБ ООН и соответствующим действующим лицам, принимая меры реагирования на ситуацию массового притока, в том числе при разработке всеобъемлющего плана действий, учитывать следующие договоренности по распределению ответственности, когда они необходимы и уместны в данной ситуации:

i) предоставление чрезвычайной финансовой и технической помощи и, при необходимости, других форм поддержки, в том числе гуманитарным организациям, оказывающим помощь беженцам;

ii) реализация в странах, принимающих массовые притоки, механизмов координации с участием соответствующих органов принимающего государства, членов страновой группы Межучрежденческого постоянного комитета и других соответствующих действующих лиц по оказанию помощи в обеспечении эффективного международного реагирования на ситуацию массового притока;

iii) создание на международном уровне эффективного механизма консультаций с участием затрагиваемых государств, других заинтересованных государств, соответствующих действующих лиц системы Организации Объединенных Наций и других международных и неправительственных организаций, в целях начала разработки стратегий и подходов к урегулированию кризиса, связанного с беженцами, в том числе путем выявления возможных долгосрочных решений, учитывая более широкие политические процессы, которые могут идти, в целях урегулирования массового притока, включая его коренные причины;

iv) укрепление существующих механизмов для обеспечения немедленного предоставления необходимых финансовых средств и другой материальной и технической помощи;

v) оказание поддержки принимающим странам, прежде всего развивающимся странам, для содействия скорейшей и действенной регистрации и документирования беженцев и лиц, ищущих убежища;

vi) мобилизация необходимых ресурсов для оказания принимающим государствам поддержки и помощи в сохранении гражданского и гуманитарного характера убежища, в том числе, в частности, путем разоружения вооруженных элементов и выявления, отделения и интернирования военнослужащих;

vii) предоставление поддержки международным сообществом — учреждениями, действующими в пределах своих мандатов, — принимающим государствам в целях дальнейшего наблюдения за лицами, выявленными в качестве подпадающих под сферу действия положений подпункта (vi), включая в соответствующих случаях создание необходимых механизмов и особых процедур определения индивидуального статуса беженца, включая, в частности, любое возможное применение положений об исключении защиты согласно Конвенции 1951 г. для оценки утверждений тех комбатантов, которые реально и окончательно отказались от военной деятельности и ищут убежища;

viii) создание резервных механизмов, делающих возможным немедленное реагирование на срочные потребности безопасности в странах первого убежища, в том числе на основе развертывания экспертов для оказания помощи в обеспечении безопасности лагерей беженцев, когда это необходимо и запрашивается соответствующим государством;

iх) выработка критериев и форм гуманитарного вывоза или эвакуации в другие страны (в контексте Косовского кризиса 1999 г. первое включало в себя вывоз беженцев в другие государства региона, в то время как второе предусматривало их эвакуацию в расположенные далее государства). В полном соответствии с международными Руководящими принципами эвакуация детей (ICRC, IRC, SCUK, UNICEF, UNHCR, WVI, Inter-Agency Guiding Principles on Unaccompanied and Separated Children, 2004, pp. 24–26; UNHCR, Refugee Children: Guidelines on Protection and Care, 1994, pp. 88–95; Evacuation of Children from Conflict Areas, Consideration and Guidelines, Everett M. Ressler, UNHCR and UNICEF, 1992), а также финансовом содействии и других формах поддержки соответствующим странам;

k) признает, что принципы международного сотрудничества и солидарности в контексте ситуации массового притока и подходы, изложенные в настоящем заключении, в частности в пункте (g) постановляющей части, в равной мере относятся к затяжным ситуациям, связанным с беженцами, ставшим результатом массового притока, и могут в значительной степени способствовать устойчивости международного реагирования, и подчеркивает важное значение в этой связи непрекращающейся международной вовлеченности, в том числе для устранения причин массового притока в целях достижения долгосрочных решений;

l) отмечает нынешние проблемы, с которыми сталкиваются страны убежища, в частности страны развивающегося мира, в преодолении последствий ситуаций массового притока, после того как те стабилизировались, в частности, если они стали затяжными, и рекомендует рассматривать следующие элементы составными частями международного реагирования, в том числе любых механизмов распределения ответственности, которые были выработаны:

i) оценка вместе со специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, неправительственными организациями и другими соответствующими действующими лицами воздействия беженцев на экономику общества, окружающую среду и безопасность принимающей страны, прежде всего в затяжных ситуациях, связанных с беженцами;

ii) изучение и обновление на регулярной основе любого всеобъемлющего подхода, который, возможно, был выработан по отношению к ситуации массового притока;

iii) заблаговременное объявление, при возможности, дальнейшей финансовой или другой помощи по окончании чрезвычайного этапа до изыскания долгосрочных решений;

iv) предоставление поддержки национальному потенциалу защиты принимающих государств, при необходимости, в частности для укрепления систем регистрации и документирования, и создание национальной нормативно-правовой базы и других механизмов, необходимых для того, чтобы защита и содействие могли быть обеспечены с течением времени;

v) предоставление финансовой и материально-вещественной помощи в поддержку групп беженцев и принимающих сообществ для содействия самообеспеченности беженцев в соответствующих случаях, тем самым усиливающее устойчивость любого будущего долгосрочного решения и облегчающего бремя стран первого убежища;

vi) предоставление финансовой и других форм поддержки, в зависимости от случая, в увязке с более широкими экономическими процессами и другими озабоченностями, которые могут иметься у стран первого убежища в связи с предоставлением защиты большому числу лиц, ищущих убежища, и беженцев;

vii) содействие рассмотрению международными финансовыми учреждениями того, в каких масштабах экономические и социальные издержки приема большого числа беженцев могут быть учтены при обосновании их мероприятий, включая условия систем финансовых займов и основанного на безвозмездной помощи содействия;

viii) изучение государствами, межправительственными и неправительственными организациями, а также другими действующими лицами путей совершенствования начального образования для беженцев, достижения гендерного паритета в образовании и обеспечения финансирования, в том числе с помощью частного сектора, в целях расширения возможностей среднего, профессионально-технического и высшего образования для беженцев, прежде всего подростков;

m) рекомендует далее, чтобы действия по рассмотрению и содействию долгосрочным решениям в целях распределения ответственности были ориентированы в соответствующих случаях на форму добровольной репатриации, местной интеграции или переселения в третьих странах или, где это применимо, стратегическое сочетание, а также содействие принимающим странам, в том числе на основе:

i) предоставления финансового содействия и других форм поддержки в ситуациях, в которых добровольная репатриация предвидима или происходит, в частности, принимая во внимание то, что добровольная репатриация — предпочтительное решение;

ii) там, где уместна и целесообразна местная интеграция — предоставления финансового содействия и других форм поддержки, в том числе содействия развитию в интересах беженцев и принимающих их сообществ, с тем чтобы помочь странам убежища в местной интеграции беженцев;

iii) более эффективного и стратегического использования переселения в качестве механизма распределения бремени и ответственности, в том числе на основе применения методики группового направления на переселение;

iv) мобилизации поддержки реабилитации испытывающих воздействие беженцев районов принимающей страны, из которых возвратились беженцы;

n) рекомендует, чтобы при принятии плана действий или механизмов были предусмотрены действенные механизмы анализа, с помощью которых все действующие лица совместно оценивают его осуществление и необходимость внесения в него каких-либо изменений в свете развития событий;

о) просит УВКБ ООН регулярно представлять доклады Исполнительному комитету в рамках существующих механизмов представления докладов о новых моментах, касающихся международного распределения ответственности в отношении ситуаций массового притока.

Искать на Refworld