Последнее обновление: Понедельник, 20 ноября 2017, 13:19 GMT

Заключение № 108 (LIX) — 2008 год: Общее заключение по вопросу о международной защите

Версия на английском General Conclusion on International Protection No. 108 (LIX) - 2008
Издатель Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
Автор Исполнительный комитет УВКБ ООН
Дата публикации 10 октября 2008
Другие языки / Приложения German
Цитировать как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Заключение № 108 (LIX) — 2008 год: Общее заключение по вопросу о международной защите, 10 октября 2008, доступ по следующему адресу: http://www.refworld.org.ru/docid/524039bb4.html [последняя дата доступа 21 ноября 2017]
Комментарии 59-я сессия Исполнительного Комитета.

Исполнительный комитет,

подтверждая в шестидесятую годовщину со дня принятия Всеобщей декларации прав человека непреходящее значение права на свободу передвижения и выбор местожительства в пределах каждого государства, права искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и права на гражданство, закрепленных в статьях 13, 14 и 15 Декларации; и признавая важное значение прав, провозглашенных в Декларации, для всех лиц, подмандатных УВКБ ООН,

настоятельно призывая УВКБ ООН и его партнеров и впредь должным образом опираться на международное гуманитарное право и право прав человека и в сотрудничестве с государствами принять на вооружение подход, основанный на правах и привлечении общин, в своем конструктивном взаимодействии с отдельными подмандатными лицами и общинами в рамках своей работы, в том числе через партнерство с соответствующими международными и национальными правозащитными, гуманитарными организациями и организациями по вопросам развития и через активное и всеобъемлющее участие подмандатных лиц,

приветствуя присоединение в порядке правопреемства Черногории к Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколу к ней 1967 г. и призывая государства, которые пока не присоединились к этим договорным инструментам, рассмотреть вопрос об этом и государства, которые сделали оговорки, рассмотреть вопрос о их снятии,

будучи глубоко обеспокоен текущими и хроническими проблемами в области защиты подмандатных лиц, включая отказ в приеме беженцев и лиц, ищущих убежища, на границах без рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища или предоставления гарантий недопущения высылки, длительные сроки содержания под стражей, неизжитые проблемы насилия и эксплуатации по сексуальному и гендерному признакам и проявления ксенофобии, расизма и связанной с ним нетерпимости,

Общие проблемы в области международной защиты

а) призывает государства неукоснительно уважать принцип невысылки;

b) призывает также государства предпринимать шаги для предотвращения актов насилия в отношении беженцев и других подмандатных лиц, облегчения их доступа к эффективным средствам правовой защиты без какой-либо дискриминации, обеспечения гарантий их физической безопасности, соответствующего укрепления систем отправления правосудия и для привлечения к ответственности виновных в таких актах насилия;

с) приветствует разработку законодательства об убежище и установление процедур для определения статуса и приема в ряде стран, зачастую при содействии и на основе рекомендаций УВКБ ООН; призывает соответствующие государства и впредь укреплять свой потенциал; и приветствует в связи с этим соответствующую техническую и финансовую поддержку со стороны других государств и УВКБ ООН;

d) подчеркивает важное значение предоставления УВКБ ООН доступа к лицам, ищущим убежища, и беженцам в целях обеспечения Управлению возможностей для эффективного выполнения его функций в области защиты и настоятельно призывает государства и другие стороны руководствоваться своим долгом сотрудничать с Верховным комиссаром в деле выполнения его функций в области предоставления гуманитарной защиты и помощи, которые могут эффективно исполняться только в случае получения им доступа к подмандатным ему лагерям и поселениям;

е) приветствует дискуссии, проведенные в рамках Диалога Верховного комиссара по вызовам в области защиты в декабре 2007 г., и подтверждает предусмотренную мандатом роль УВКБ ООН в выявлении беженцев и других лиц, подмандатных Управлению, в смешанных миграционных потоках в целях удовлетворения их потребностей в международной защите; признает важное значение активизации сотрудничества между государствами, УВКБ ООН, международными учреждениями, включая Международную организацию по миграции, и другими соответствующими сторонами в деле решения сложных проблем, возникающих в рамках смешанных миграционных потоков, включая незаконную перевозку людей и торговлю людьми;

Подход, основанный на всестороннем учете возрастных, гендерных факторов и фактора разнообразия

f) выражает признательность УВКБ ООН за дальнейшее применение его подхода, основанного на всестороннем учете возрастных, гендерных факторов и фактора разнообразия (УВГР), в целях обеспечения гендерного равенства и равного осуществления прав независимо от возраста, гендерной принадлежности или происхождения;

g) приветствует механизм подотчетности в области УВГР и настоятельно призывает Управление решительно устранять все оставшиеся препятствия на пути более всеобъемлющего осуществления этой стратегии в рамках всей организации посредством как можно более полного подкрепления ресурсами работы по решению приоритетных задач в этой области, а также расширения и углубления партнерства;

h) признает важное значение поощрения применения государствами подхода, ориентированного на учет возрастной, гендерной специфики и фактора разнообразия, для учета такой информации при осуществлении применимых международных договорных инструментов, касающихся беженцев;

Беженцы и другие подмандатные лица из числа инвалидов

i) приветствует вступление в силу Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней; и - для государств-участников - подчеркивает, что беженцы и другие подмандатные УВКБ ООН лица из числа инвалидов наравне с другими вправе рассчитывать на полное осуществление прав и стандартов, закрепленных в этих договорах, без какой-либо дискриминации;

j) подчеркивает важное значение поощрения создания, заостряя внимание на уязвимости детей и женщин, таких условий для защиты и приема, которые способствуют систематическому вовлечению беженцев и других подмандатных лиц из числа инвалидов во все области жизни общества, в том числе в рамках национальных программ и политики, а также мобилизации соответствующих финансовых и других необходимых ресурсов для поддержки усилий принимающих стран в этом деле на основе международной солидарности и распределения ответственности;

k) настоятельно призывает УВКБ ООН и его партнеров принимать все необходимые меры для активного поощрения и обеспечения охвата инвалидов на всех этапах: перемещения, временного переселения и поиска долговременных решений - в целях уменьшения разрыва между принципами и стандартами и той реальностью, с которой сталкиваются перемещенные лица из числа инвалидов;

Затянувшиеся ситуации, связанные с присутствием беженцев

l) признавая необходимость продолжения реагирования правительств, УВКБ ООН и международного сообщества на потребности беженцев в убежище, защите и помощи до нахождения долговременных решений и отмечая, что традиционными долговременными решениями для беженцев являются добровольная репатриация, местная интеграция и переселение, подтверждает, что в тех случаях, когда это возможно, предпочтительным решением является добровольная репатриация;

m) приветствует инициативу Верховного комиссара по разблокированию и нахождению всеобъемлющих решений в затянувшихся ситуациях, связанных с присутствием беженцев; признает тот вклад, который нынешний процесс «Единство действий ООН» может внести в реализацию таких решений; признает, что в затянувшихся ситуациях, связанных с присутствием беженцев, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой несут на своих плечах серьезную ответственность по приему значительного числа беженцев и просителей убежища; и подтверждает твердую приверженность соблюдению принципов международной солидарности и распределения ответственности;

n) подчеркивает важное значение - в процессе поиска решений - поддержки усилий принимающих стран в деле расширения возможностей для образования, здравоохранения и предоставления других основных услуг в районах, затронутых присутствием беженцев, и призывает государства-участники уважать весь комплекс прав, закрепленных в Конвенции 1951 г. и Протоколе к ней 1967 г., и с учетом конкретных условий прорабатывать наиболее практичные и реализуемые возможности для обеспечения свободы передвижения и других важных прав, лежащих в основе самообеспеченности;

Переселение

o) приветствует прогресс, достигнутый в увеличении числа государств, предлагающих возможности для переселения, и числа переселившихся беженцев, в частности женщин и девочек, относящихся к группе повышенного риска;

p) призывает УВКБ ООН продолжать, во взаимодействии со странами переселения, предпринимать усилия по поощрению стратегического использования варианта переселения;

q) вновь подтверждает стратегическое использование переселения в качестве инструмента защиты и его использование в качестве долговременного решения, особенно в деле разрешения затянувшихся ситуаций, связанных с присутствием беженцев; отмечает колоссальный рост числа нуждающихся в переселении беженцев, выявленных УВКБ ООН в результате его целенаправленных усилий по проведению основанных на потребностях оценок; настоятельно призывает государства, не имеющие программ переселения, предлагать места для размещения беженцев, признанных УВКБ ООН и нуждающихся в переселении в третьи страны; призывает государства, имеющие такие программы, рассмотреть возможность для предоставления большего числа мест для переселения; и признает важное значение регистрации в качестве инструмента защиты и средства, позволяющего количественно оценивать и анализировать потребности в переселении;

Внутренние перемещения

r) напоминает о заключениях № 75 (XLV) и № 87 (L), касающихся внутренне перемещенных лиц; принимает во внимание резолюцию 53/125, принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 1998 г.; признает, что УВКБ ООН является одним из партнеров в реализации усилий по проведению реформ в гуманитарной сфере и играет ведущую роль в рамках тематических блоков по вопросам предоставления убежища в чрезвычайных ситуациях, защиты и координации работы лагерей; и отмечает далее, что главная ответственность за благополучие и защиту внутренне перемещенных лиц лежит на соответствующих государствах; вновь подтверждает актуальность руководящих принципов по вопросу о перемещении лиц внутри страны и вновь заявляет о своей поддержке роли УВКБ ООН в предоставлении помощи внутренне перемещенным лицам на основе критериев, установленных Генеральной Ассамблеей и включающих в себя принцип недопустимости подрыва мандата Управления, касающегося беженцев и института убежища;

s) принимает во внимание роль УВКБ ООН в контексте межучрежденческих механизмов для защиты внутренне перемещенных лиц на основе принципов предсказуемости и подотчетности, разработанных в рамках процесса реформы Организации Объединенных Наций в гуманитарной сфере;

t) принимает во внимание межучрежденческое «Пособие по защите внутренне перемещенных лиц» и документ «Защита внутренне перемещенных лиц в конфликтных ситуациях: оценка для выработки основ действий»; и предлагает соответствующим государствам, учреждениям, неправительственным организациям и другим соответствующим сторонам надлежащим образом использовать эти инструменты в качестве общих стандартов и основ в их действиях по обеспечению защиты внутренне перемещенных лиц и затронутого населения;

u) отмечает рассмотрение УВКБ ООН принципов партнерства, разработанных Глобальной гуманитарной платформой;

Безгражданство

v) приветствует присоединение Австрии, Белиза, Руанды, Румынии и Черногории к Конвенции о статусе апатридов 1954 г. и Бразилии, Новой Зеландии, Руанды, Румынии и Финляндии к Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г.; и призывает все государства, которые пока не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к этим договорам;

w) приветствует активизацию усилий УВКБ ООН по выявлению и защите апатридов; призывает государства предупреждать и сокращать безгражданство посредством принятия и применения гарантий в рамках законов и политики в области гражданства, согласующихся с основополагающими принципами международного права, а также посредством содействия регистрации рождений в качестве средства предоставления документов, подтверждающих личность; подчеркивает гарантии права каждого ребенка на приобретение гражданства, особенно если ребенок в противном случае может оказаться апатридом, и необходимость рассмотрения в соответствующих случаях вопроса об облегчении натурализации обычно и на законных основаниях проживающих апатридов в соответствии с национальным законодательством; и просит УВКБ ООН продолжать оказывать техническую, консультативную помощь и оперативную поддержку государствам;

Программа по вопросу о защите

х) приветствует инициативу УВКБ ООН по проведению обзора успехов, достигнутых в рамках Программы по вопросу о защите, в целях выявления нерешенных проблем и оказания помощи государствам, по их просьбе, в разработке национальных планов действий на основе консультаций и всеобъемлющего охвата соответствующих заинтересованных сторон и субъектов в интересах усиления международной защиты беженцев и других подмандатных лиц на основе этой Программы; и призывает государства принять участие в этом процессе на основе консультаций и всеобъемлющего охвата соответствующих заинтересованных сторон и субъектов.

Искать на Refworld