Последнее обновление: Понедельник, 20 ноября 2017, 13:19 GMT

Информационный бюллетень CRIN, Выпуск №65

Издатель Международная сеть по правам ребенка (CRIN)
Дата публикации 19 октября 2017
Цитировать как Международная сеть по правам ребенка (CRIN), Информационный бюллетень CRIN, Выпуск №65, 19 октября 2017, доступ по следующему адресу: http://www.refworld.org.ru/docid/5a055ed64.html [последняя дата доступа 21 ноября 2017]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Доступ к правосудию для детей в учреждениях институциональной опеки

CRIN выпустила новую публикацию под названием "Когда государству нет дела: Руководство о доступе к правосудию в случае нарушений прав детей в учреждениях институциональной опеки в Восточной, Юго-Восточной Европе и Южном Кавказе".

Проблема насилия и пренебрежения основными нуждами детей, находящихся на попечении государства в Восточной, Юго-Восточной Европе и Южном Кавказе была известна правительствам десятилетиями, однако лишь немногие жертвы добились возмещения причиненного вреда. Детям, помещенным в институциональное учреждение, намного сложнее получить доступ к правосудию в случаях, когда их права нарушены, поскольку виновником подобного преступления является их защитник - государство.

Цель данного руководства - предоставить правозащитникам доступ к юридическим и практическим инструментам, необходимым для пресечения нарушений прав, допускаемых в детских учреждениях интернатного типа, и для возмещения причиненного вреда. В нем использованы успешные примеры из регионов за пределами рассматриваемого, и продемонстрировано растущее движение в поддержку возбуждения судебных дел правозащитными организациями для защиты прав детей на государственном попечении.

Руководство доступно на русском языке и на английском языке.

Истории стратегических судебных процессов

Стратегический судебный процесс - эффективный, но иногда пугающий способ оспаривания нарушений прав детей. В связи с этим, CRIN решила разработать серию тематических исследований с целью поощрения защитников прав детей во всем мире к использованию стратегических судебных процессов, в случаях, когда это необходимо. Мы надеемся показать человеческую сторону стратегических судебных разбирательств, раскрывая, как, почему и кем были решены вопросы нарушения прав детей через суд.

В этом месяце:

ИНДИЯ: Пятилетняя девочка и ее неграмотная мать добились правосудия в случае сексуального насилия

Амаль было три года, когда она была изнасилована соседом в трущобах Дели, где жила вместе со своей семьей. За этим последовали жестокие перекрестные допросы адвокаты ответчиков, ошеломляющая некомпетентность сотрудников правовой системы и многочисленные медицинские процедуры. Ее мать, 24-летняя строитель, неустанно боролась за справедливость в деле, которое прошло длинный путь до Высокого суда Дели.

Читать историю

См. полный список историй о стратегических судебных процессах

Что такое стратегический судебный процесс?

Вернуться к началу

НОВОСТИ РЕГИОНА

"Украинизация" национальных меньшинств

В четверг, 12 октября, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, в которой выразила обеспокоенность новым украинским законом "Об образовании". В документе подчеркивается, что новый закон влечет за собой значительное сокращение прав национальных меньшинств. Кроме того, ПАСЕ недовольна тем, что не были проведены соответствующие консультации с представителями национальных меньшинств до принятия закона.

Закон "Об образовании" в Украине вступил в силу 28 сентября. Согласно новому закону, начиная с 2020 года после 5 класса представители национальных меньшинств должны учиться на украинском, а родной язык будут изучать как отдельную дисциплину. Обучаться на языке национальных меньшинств по новому закону будут только в детских садах и начальной школе, параллельно изучая украинский язык. При этом если язык национального меньшинства относится к языкам стран Европейского союза, то дополнительно в школе на нем могут преподавать одну или несколько других дисциплин. Кроме того, законом вводится 12-летнее школьное образование и должность образовательного омбудсмена.

По статистике Министерства образования, в Украине обучаются около 400 тысяч детей национальных меньшинств. Более 90% из них, то есть почти 356 тысяч, учатся в школах именно с русским языком преподавания. Для сравнения, на родном языке проходят школьную программу около 16 тысяч румын и венгров, 2700 молдаван и 1800 поляков. На изучение украинского языка как отдельного предмета этим школьникам выделяют по два часа в неделю. Российские дипломаты заявили, что хотя в законе русский язык не упоминается, но главная цель украинских политиков заключается именно в "максимальном ущемлении интересов миллионов русскоязычных жителей Украины и насильственном установлении в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима".

Беспокойство по поводу языковой статьи в законе также выразили Венгрия, Румыния, Молдова, Польша, Россия, Болгария и Греция. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что украинский закон "Об образовании" нарушает принципы Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом и, предупредил, что Венгрия будет блокировать любое дальнейшее сближение Украины и ЕС.

Демонстрации в результате пожара в лагере, унесшем жизни детей

Массовой потасовкой завершилась попытка разогнать палаточный лагерь у здания мэрии в Одессе, Украина. Демонстранты митинговали против халатности, приведшей к пожару в детском лагере, который произошел в ночь на 16 сентября и унес жизни трех детей. Около 200 человек пытались штурмовать здание мэрии и попытались выбить входные двери. В результате этого произошла потасовка с нацгвардейцами, во время столкновения последние использовали слезоточивый газ и светошумовые гранаты. По сообщениям СМИ, несколько человек получили ранения и были арестованы.

На момент пожара в лагере находилось 150 детей. В корпусе, который загорелся, было 42 ребенка. Представители муниципалитета Одесской области заявили, что в лагере не была подключена противопожарная сигнализация. Прокуратура начала досудебное расследование по факту служебной халатности, приведшей к гибели детей в результате пожара. На данный момент во всех детских оздоровительных заведениях страны проводятся проверки пожарной безопасности. По словам Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы, противопожарная сигнализация установлена только у 20% таких заведений.

Казахстан: споры о хиджабе в школах

В г. Жанаозен в Западном Казахстане с начала нового учебного года около 60 школьниц, которые носят хиджабы, не могут посещать занятия. По данным отдела образования города, большинство из них - ученицы начальных классов. Руководитель городского отдела образования намерен подать в суд на родителей, которые отказываются снять с девочек платки.

Приказ министерства образования и науки о требованиях к обязательной школьной форме, изданный в середине прошлого учебного года, в нынешнем сентябре стал причиной споров во всех регионах страны. Правила, запрещающие носить религиозные атрибуты, по словам властей, являются способом борьбы с исламским экстремизмом.

Осенью прошлого года Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) призвало верующих родителей прийти к компромиссу со школьной администрацией по вопросу ношения платков в учебных заведениях. В заявлении ДУМК, опубликованном 24 октября, говорилось, что, в соответствии с требованиями шариата, ислам не обязывает несовершеннолетних девочек носить платок и родители не должны препятствовать получению детьми общего среднего образования.

В то же время Парламент Чечни весной этого года принял поправки к закону об образовании, которые закрепляют право учащихся носить одежду, которая соответствует их религиозным убеждениям. Таким образом, школы и вузы должны будут учитывать право учащихся одеваться согласно традициям и религиозным верованиям, например носить хиджабы.

Вернуться к началу

НОВОСТИ ООН

Визит специального докладчика по правам людей с инвалидностью в Казахстан

По итогам своего визита в Казахстан 4-12 сентября, Специальный докладчик по правам людей с инвалидностью, Каталина Девандас Агилар, сообщила, что, несмотря на твердую приверженность продвижению прав людей с инвалидностью, Казахстану еще предстоит добиться прогресса в обеспечении равноправия детей с инвалидностью. По ее словам, в Казахстане 15 тысяч человек, в том числе дети, живут в учреждениях, в которых их изолируют от связи с обществом. Специальный докладчик получила тревожные утверждения о насилии, жестоком обращении и унижающем достоинство обращении с лицами, помещенными в эти учреждения, особенно с девочками и женщинами. Было также установлено, что медики до сих пор поощряют родителей новорожденных детей с инвалидностью размещать их в институциональные учреждения. "Я рекомендую правительству наложить мораторий по принятию новых пациентов в такие учреждения и разработать конкретный план по закрытию таких учреждений и развивать систему поддержки людей с инвалидностью на уровне сообщества. Проживание в учреждениях никогда не должно рассматриваться как льгота или как преимущество социальной защиты", - завила Каталина Девандас Агилар.

Что касается инклюзивного образования, Специальный докладчик была удивлена узнать, что, несмотря на то, что Казахстан ставит приоритет на улучшение качества образования, дети с инвалидностью не являются частью этих усилий. Только 32 тысячи из 96 тысяч детей с "особыми образовательными потребностями" получают образование в общеобразовательных школах. На высшем уровне нет плана по инклюзии, как и нет департамента, который бы отвечал за инклюзивное образование. Специальный докладчик призвала правительство Казахстана привести национальное законодательство в области дееспособности в соответствие с международными стандартами прав человека.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации: 93-я сессия

Комитет по ликвидации расовой дискриминации провел свою 93-ю сессию в августе и рассмотрел вопрос о соответствии усилий, прилагаемых восемью странами, положениям Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Российская Федерация: Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что рома продолжают подвергаться дискриминации, и в частности, сохранением фактической сегрегации в образовании, с которой сталкиваются дети рома, в сочетании с очень низкими результатами завершения учебы, особенно на уровне средней школы. Комитет также отметил, что государству следует активизировать свои усилия, направленные на увеличение охвата дошкольным образованием детей рома.

Таджикистан: Отмечая усилия, предпринимаемые государством в целях борьбы с торговлей людьми и по оказанию помощи жертвам, Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что Таджикистан до сих пор является источником торговли женщинами и детьми, особенно из уязвимых групп, включая меньшинства, беженцев и лиц, ищущих убежища. Что касается образования этнических меньшинств, Комитет также выражает свою обеспокоенность сокращением преподавания на узбекском, русском, кыргызском и туркменском языках, а также отсутствием языков памири и ягноби в учебных программах.

Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека о сотрудничестве с Грузией

В докладе Верховного комиссара ООН по правам человека о сотрудничестве с Грузией, представленного во время 36-й сессии Совета по правам человека, указывается, что в оккупированной Абхазии препятствия на пути осуществления права на образование на родном языке по-прежнему представляют собой серьезную проблему для этнических грузинских детей. Например, к 2021 году преподавание на грузинском языке в школах Гальского района Абхазии будет полностью прекращено и заменено преподаванием на русском языке. В отчете также зафиксированы данные о случаях длительного лишения свободы в Абхазии и Южной Осетии. В некоторых случаях задержанные, в том числе дети, в течение нескольких часов находились без воды и пищи, и о том, что десятки людей содержались в одном помещении, независимо от их пола и возраста. По имеющейся информации, дети в основном задерживались для обеспечения уплаты штрафов.

Предстоящие возможности адвокации для гражданского общества

Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Рассматриваемые страны: Алжир, Австралия, Беларусь, Иордания, Сербия и Словакия. Крайний срок подачи докладов: 30 октября 2017 г.

Вернуться к началу

ТЕМА МЕСЯЦА

Дети и право голоса

15 октября в Эстонии прошли муниципальные выборы, в которых впервые за всю историю принимали участие 16-летние избиратели. На выборах в местные самоуправления право голоса теперь имеют достигшие 16-летнего возраста граждане Эстонии, граждане других государств Евросоюза, а также лица без гражданства или граждане не входящих в ЕС стран, имеющие долговременный вид на жительство в Эстонии или постоянное право на жительство. В Эстонии также можно голосовать электронным путем.

Более 8 тысяч детей могут быть добавлены в список избирателей на Мальте благодаря инициативе о снижении избирательного возраста в национальных выборах и выборах в Европейский парламент. Подростки 16 и 17-ти лет уже могут голосовать на муниципальных выборах Мальты, а лейбористская партия страны в своем манифесте 2017-2022 г.г обязалась предоставить старшим детям право голосовать и на национальных выборах. В рамках этого процесса парламентский секретарь по реформе Джулия Фарруджа Портелли запустила консультацию о правах голоса граждан 16 лет и старше под названием "Голосование 16: Расширение прав и возможностей молодежи". В дискуссию также включен вопрос о том, разрешить ли 16 и 17-летним подросткам оспаривать местные выборы, и могут ли они баллотироваться в мэры. Выражая свою поддержку инициативе о снижении избирательного возраста, Комиссар по делам детей, Полина Микели, сказала: "Важно расширить возможности молодого поколения, облегчая участие в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их и общество в целом".

Во время недавних всеобщих выборов в Германии также звучали призывы о снижении избирательного возраста. Дети в возрасте от 16 лет и старше могут участвовать в голосовании на муниципальных выборах, но три из основных политических партий уже высказались в поддержку понижения избирательного возраста до 16 лет для федеральных выборов.

Молодежный форум Северной Ирландии также принял решение о продвижении права детей на участие в голосовании, начав кампанию по снижению возраста голосования до 16 лет. Государственный секретарь Северной Ирландии Джеймс Брокеншир утверждает, что в повестке дня пока нет планов дать 16 и 17-летним подросткам политический голос. На что председатель Молодежного форума Тара Грейс Коннолли говорит: "Ирония заключается в том, что вы можете присоединиться к политической партии в 16 лет, но не можете голосовать за нее. Молодые люди в этом возрасте также могут жениться, платить налоги, работать, покидать школу, давать соглашение на медицинскую помощь и начать семью, но они не могут голосовать". Комиссар по делам детей и молодежи Северной Ирландии Кулла Иасума также выразила свою поддержку реформе заявив, что "нет оснований отрицать право детей голосовать".

CRIN считает, что лицам всех возрастов, если они могут осознанно сделать выбор и зарегистрироваться для голосования, должна быть предоставлена возможность голосовать. Подробнее читайте в нашем дискуссионном документе "Установление минимального возраста для детей".

Искать на Refworld