Защита прав мигрантов на европейских границах

Как рассказывает один мужчина, прибывший из Кундзу (Афганистан) вместе с десятками других семей, заброшенная железнодорожная платформа в греческом поселении Идомени на некоторое время стала их новым домом. Они прибыли в Грецию после пятимесячного путешествия через Пакистан, Иран и Турцию, а теперь они живут в палатках рядом с границей Бывшей Югославской Республики Македония, которая закрыла доступ в страну для вновь прибывших. После бегства из Афганистана в связи с отсутствием безопасности теперь они живут в условиях перенаселенности с нехваткой продуктов питания и с низким шансом получить работу или встретиться с родственниками в других частях Европы.

С 2015 года тысячи мигрантов прибыли на побережье Италии и Греции после того, как пережили опасные путешествия на самодельных лодках через Средиземное море из Турции в Северную Африку. Многие путешествовали по "балканскому маршруту" через Бывшую Югославскую Республику Македония, Сербию, Хорватию, Венгрию и Австрию. К концу 2016 года более одного миллиона мигрантов прибыли в Европу.

Некоторые государства возвели заграждения и закрыли границы в ответ на прибытие новых мигрантов, и многие ужесточили ограничения на передвижение мигрантов в условиях участившихся ксенофобских заявлений со стороны политических лидеров и враждебного отношения общества к мигрантам. В связи с растущим беспокойством по поводу нарушений прав, с которыми мигранты сталкиваются по всей Европе, Верховный комиссар ООН по правам человека направил группу для мониторинга в основные места прибытия и транзита в течение 2016 года, чтобы изучить трудности в области прав человека и пробелы в защите, с которыми сталкиваются мигранты.

В новом докладе, содержащем выводы миссий по наблюдению за положением в области прав человека в приграничных районах в Болгарии, Греции, Италии и Бывшей Югославской Республике Македония, Управление ООН по правам человека призывает европейские государства незамедлительно обеспечить защиту прав мигрантов.

"Слишком часто в вопросах управления миграцией государства опираются на подходы, предусматривающие чрезвычайные меры или сосредоточенные на обеспечении безопасности", - говорится в докладе. "Устанавливающие ограничения законы и политика, а также все большая распространенность практики помещения под стражу с урезанными процессуальными гарантиями имеют далеко идущие последствия для безопасности, здоровья и достоинства мигрантов".

Группы по мониторингу установили, что большинство мигрантов в приграничных районах живут в опасных условиях с ограниченным доступом к правовой защите, медицинской помощи, образованию и другим базовым услугам. Опросы сотен мигрантов в различных приграничных районах указали на то, что большинство из них не имеют информации о своих правах в отношении доступа к услугам, помощи в воссоединении семьи и процедурах получения убежища. Данные группы также отметили отсутствие достаточных мер для выявления и защиты инвалидов и жертв пыток и сексуального насилия.

"Положение, с которым сталкиваются мигранты по прибытии и при транзите, усугубляет травмирующий опыт многих лиц на родине в ходе ужасного путешествия до Европы", - говорит Советник по вопросу о миграции и правах человека при Управлении ООН по правам человека Пиа Оберой. "Учитывая, что подавляющее большинство мигрантов находятся в подобном уязвимом положении, срочно необходимы решительные меры в области защиты прав человека".

Несопровождаемые дети

По словам Обероя, в условиях общего отсутствия всесторонней и эффективной системы защиты детей-мигрантов положение несопровождаемых детей вызывает особое беспокойство. Группы по мониторингу установили, что в некоторых районах места приема вновь прибывших мигрантов использовались как места содержания под стражей, где удерживают мигрантов, включая несопровождаемых детей и семьи с детьми.

Многие из детей, опрошенных сотрудниками миссий, провели несколько недель в заточении и не имели информации в отношении того, почему их поместили под стражу, и когда и как они встретятся с членами своих семей в других местах. Указывая на запертые ворота и свертки колючей проволоки над их головами, дети спрашивают: "Почему мы в тюрьме?"

"Международное право в области прав человека содержит четкие положения о том, что, независимо от того, сопровождаются дети родителями или нет, их никогда не следует помещать под стражу в контексте миграционных вопросов", - сказала Оберой. "Забота о детях должна основываться на наилучших интересах развития и благополучия каждого ребенка. Этого никогда нельзя достичь в условиях содержания мигрантов под стражей".

Группы по мониторингу встретились с должностными лицами ЕС, национальными и местными органами власти, представителями национальных правозащитных учреждений и сотрудниками центров приема мигрантов, лагерей и убежищ, чтобы обсудить необходимость сделать приоритетной задачей и укрепить защиту прав мигрантов.

В недавнем выступлении перед государствами-членами ООН Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн подчеркнул необходимость в применении правозащитного подхода к решению вопросов миграции на национальном, региональном и международном уровнях. Он призвал государства поддержать продолжающееся международное обсуждение Глобального договора о безопасной, законной и упорядоченной миграции.

"Управление ООН по правам человека разрабатывает руководящие принципы и сборник передовой практики, чтобы помочь государствам и другим заинтересованным сторонам более эффективно и надлежащим образом реагировать на нужды уязвимых людей в условиях перемещения, которые не могут воспользоваться стандартами беженского права, но, тем не менее, нуждаются в защите своих прав", - сказал Зейд.

Управление ООН по правам человека играет ведущую роль в содействии историческим переговорам о глобальном соглашении по миграции и продолжит вести диалог с правительствами, национальными правозащитными учреждениями и партнерами гражданского общества, чтобы обеспечить соблюдение международных правозащитных стандартов для поддержания и защиты прав всех мигрантов в Европе.

1 ноября 2017 г.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.