Стерилизация как форма "системного насилия" в отношении девочек-инвалидов

Лейлани Муир-О'Мейли было почти 11 лет летом 1955 года, когда ее мать оставила ее на пороге Провинциальной школы для лиц с умственными отклонениями в Ред-Дир (Альберта, Канада). Всю жизнь ее мама, которая не хотела дочь, пренебрегала ею и не любила ее. Муир-О'Мейли провела десять лет в этом учреждении.

Когда Муир-О'Мейли вышла замуж и обнаружила, что не может забеременеть, во время визита к врачу она узнала, что подростком ее стерилизовали, и что она больше не может иметь детей.

Молодая женщина вспомнила об операции, которую ей сделали, когда она жила в провинциальной школе; в то время ей сказали, что ей удалят аппендикс.

Тридцать лет спустя после того, как за ней закрылись двери школы, Муир-О'Мейли выиграла суд против правительства Альберты за неправомерную стерилизацию и нанесенный вред, тем самым положив конец тому, что судья в ее случае назвал "незаконной, вредоносной и возмутительной" системой стерилизации. В ходе данного дела было установлено, что около 3000 жителей Альберты были стерилизованы с 1928 по 1972 гг. в соответствии с законом, который запрещает иметь детей лицам с умственными отклонениями.

Всю оставшуюся жизнь Муир-О'Мейли посвятила борьбе за права инвалидов, повышению осведомленности о тяжелом положении лиц, переживших политику улучшения генофонда в Альберте; она умерла в 2016 году в возрасте 72 лет.

Согласно определению медицинского словаря Мосби, стерилизация - это "процесс или действие, которые делают человека неспособным к продолжению рода". Принудительная стерилизация происходит, когда человека стерилизуют после отказа от данной процедуры, без информирования о ней или без возможности дать информированное согласие.

Эта и другие процедуры по-прежнему проводятся сегодня в отношении девочек и девушек из числа инвалидов, как указала в своем последнем докладе Специальный докладчик ООН по вопросу о правах инвалидов Каталина Девандас.

Около миллиарда людей живут с инвалидностью и оказываются в невыгодном социальном положении по всему миру. Девандас сообщила, что инвалидность чаще встречается среди женщин, нежели среди мужчин, и что сочетание молодого возраста, инвалидности и гендера приводит как к усугублению форм дискриминации, так и к специфическим нарушениям прав человека в отношении девочек и молодых женщин из числа инвалидов.

"Принудительная стерилизация, которая проводится по разным причинам, в том числе из соображений улучшения генофонда, в целях контроля менструации и предупреждения беременности, особенно широко применяется в отношении девочек- и девушек-инвалидов", - отметила в докладе Девандас. "Исследования показывают, что стерилизация девочек- и девушек-инвалидов по-прежнему широко распространена, причем среди инвалидов процент женщин, подвергшихся принудительной стерилизации, может быть втрое выше, чем в среднем по населению.

ООН признала принудительную стерилизацию инвалидов пыткой; однако правовые системы во многих странах разрешают судьям, медработникам, членам семей и опекунам давать согласие на процедуру стерилизацию от лица инвалидов "в их же интересах".

Девандас также указала на то, что родители и медработники часто используют контрацепцию в целях регулирования менструации. Девочкам- и женщинам-инвалидам делают инъекции или устанавливают внутриматочную спираль, что менее обременительно для семей и лиц, обеспечивающих уход.

Другие тревожные примеры практики включают хирургические вмешательства, такие как гистерэктомия, которая предположительно устраняет у девочек- и женщин-инвалидов боль и дискомфорт во время менструации, с которыми они якобы не могут справиться в отличие от девочек и женщин без инвалидности. Эстрогенная терапия также все чаще применяется для подавления роста и предупреждения набора веса у девочек, а также чтобы предупредить наступление полового созревания.

"Такие виды практики представляют собой тяжкое нарушение прав человека, гораздо более серьезное, чем покровительственное отношение и инфантилизация; при них учитываются в первую очередь интересы опекунов и унижается и отрицается человеческое достоинство и целостность личности", - отмечает Девандас.

Докладчик обратила внимание на то, что данные практики часто обосновываются мерами предосторожности, связанными с уязвимостью девочек- и девушек-инвалидов в отношении сексуального насилия, а также ошибочным убеждением, что стерилизация позволит улучшить качество жизни девочек- и девушек-инвалидов, которых считают "неприспособленными к родительству", освободив их от "опасности" забеременеть.

"Стерилизация не защищает их от сексуального насилия и надругательств, как и не освобождает государство от его обязательства обеспечить защиту от надругательств", - говорит она. "Принудительная стерилизация неприемлема; она оказывает неисправимое воздействие на физическое и психическое состояние девочек- и девушек-инвалидов, и должна быть немедленно искоренена и признана противозаконной".

Девандас рекомендовала государствам разработать инклюзивные программы полового просвещения, а также медицинские услуги, доступные девочкам- и девушкам-инвалидам. Она также призвала осуществлять просветительские программы, нацеленные на изменение бытующих в обществе взглядов на сексуальное и репродуктивное здоровье и права девочек и девушек-инвалидов, а также ликвидацию всех форм насилия в отношении таких девочек и девушек.

"Девочки- и девушки-инвалиды способны развиваться как личность и реализовывать весь свой потенциал, если удовлетворяются их потребности и они чувствуют себя в безопасности", - подчеркнула Девандас.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.