Всемирный день свободы печати: Специальные докладчики призывают защищать свободу выражения мнения при противодействии насильственному экстремизму

image

Артикль 19 приветствует Совместную декларацию 2016 г. о свободе выражения мнения и противодействии насильственному экcтремизму, принятую международными экспертами, представляющими ООН, Африканский Союз, Организацию американских государств и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Опубликованная в ходе празднования ЮНЕСКО Всемирного дня свободы печати, Совместная декларация выражает серьезные опасения относительно возможных негативных последствий для прав человека инициатив по противодействию и предотвращению насильственного экстремизма («ПиПНЭ») и содержит ряд рекомендаций по их избежанию.

«Артикль 19 разделяет озабоченность четверки обладателей специальных мандатов тем, что многие инициативы по ПиПНЭ, хоть они и преподносятся в позитивном свете, несут в себе риск негативного эффекта для прав человека, в особенности для права на свободу выражения мнения, а также свободы вероисповедания, свободы ассоциаций, права на частную жизнь и принципа равенства и свободы от дискриминации», заявил исполнительный директор АРТИКЛЯ 19 Томас Хьюз.

«Отсутствие согласия в определении «насильственного экстремизма» открывает двери для нарушений прав человека. Мы знаем, что власти многих стран преследует журналистов, блогеров, политических диссидентов, активистов и правозащитников, навешивая на них ярлык «экстремистов» и «террористов». Полагаясь на опыт и знания различных международных и региональных экспертов, Совместная декларация противостоит нарушениям прав человека в контексте противодействия насильственному экстремизму», добавил Томас Хьюз.

Совместная декларация дает гражданскому обществу мощный правозащитный инструмент. Она подчеркивает, что любые механизмы, направленные на противодействие насилию или подстрекательству к насилию, должны быть основаны на уважении прав человека и принципа верховенства права. Свобода выражения мнения играет важную роль в продвижении равенства и борьбе с нетерпимостью. Любые ограничения свободы выражения мнения в контексте ПиПНЭ должны основываться на доказательствах их эффективности и на законе, подтверждающем их необходимость и соразмерность правомерным целям.

Совместная декларация включает, среди прочих, следующие рекомендации государствам:

- Все программы и инициативы по ПиПНЭ должны уважать права человека и принцип верховенства права и содержать конкретные гарантии против злоупотреблений. Они должны регулярно анализироваться независимыми инстанциями с целью оценки их воздействия на права человека, включая право на свободу выражения мнения. Результаты анализа должны быть доступны широкой общественности;

- Ключевой составляющей любой стратегии борьбы с терроризмом и насилием должна быть поддержка независимых СМИ и информационного плюрализма;

- Программы и инициативы по ПиПНЭ должны приниматься прозрачным образом и с эффективным участием затрагиваемых сообществ;

- Концепции «насильственный экстремизм» и «экстремизм» могут служить основанием для ограничения свободы выражения мнения, только если они подлежат четкому и узко сформулированному определению. Любые ограничения прав, вытекающие из ПиПНЭ, должны быть обоснованы как необходимые и соразмерные целям защиты, в частности, прав других лиц, национальной безопасности или общественного порядка. Этот же принцип применим ко всем случаям использования концепций в целях ограничения деятельности гражданского общества, включая учреждение и финансирование, или в целях ограничения основных прав и свобод, включая право на протест;

- Государствам не следует в приказном порядке принуждать субъектов, выполняющих функцию промежуточных звеньев в Интернете, к удалению или иному ограничению контента, кроме случаев, когда такой контент законно ограничен в соответствии с изложенными выше принципами. Государствам следует воздерживаться от давления на промежуточные звенья, от их наказания или поощрения с целью ограничения законного контента;

- Государствам не следует ни при каких обстоятельствах осуществлять скрытое наблюдение на основе этнического или религиозного профайлинга или в отношении целых сообществ в противоположность наблюдению за конкретными лицами. Им также следует установить надлежащие правовые, процессуальные и надзорные механизмы предотвращения злоупотребления властью при осуществлении скрытого наблюдения;

- Следует поощрять открытую дискуссию и доступ к информации по всем вопросам в школах и высших учебных заведениях, а также в научных, академических и исторических текстах. Учебные заведения должны уважать плюрализм, продвигать межкультурное понимание и поддерживать возможность членов всех сообществ и, в особенности, маргинализированных групп, озвучивать свою точку зрения и свои проблемы.

Заметки для редакторов:

В четверку международных экспертов в области свободы выражения мнения входят: Дэвид Кей, Специальный докладчик ООН по вопросам свободы убеждений и их выражения, Дунья Миятович, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Эдисон Ланца, Специальный докладчик ОАГ по вопросам свободы выражения мнения, и Пэнзи Тлакула, Специальный докладчик по вопросам свободы выражения мнения и доступа к информации Африканской комиссии по правам человека и народов.

Совместные декларации четверки специальных докладчиков принимаются ежегодно, начиная с 1999 года. Они посвящены насущным глобальным вызовам в области соблюдения свободы выражения мнения. Предшествующие декларации доступны здесь.

Артикль 19 координирует процесс подготовки данных Совместных деклараций с 1999 года.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.