Эпоха потрясений: Питер Гил о будущем гуманитарности

Питер Гил - журналист, специализирующийся на развивающихся странах, автор четырех книг. В его последнем произведении "Сегодня мы сбрасываем бомбы, а завтра строим мосты: как иностранная иностранная помощь стала жертвой войны", опубликованном в этом месяце, пристальное внимание уделяется политизации гуманитарной помощи. Побывав в зонах наиболее ожесточенных мировых конфликтов с целью выяснения характера новых взаимоотношений между гуманитарной деятельностью и западной архитектурой безопасности, Питер Гил задает ключевой вопрос: могут ли западные государства вести войну в какой-либо стране и одновременно оказывать ей помощь?

В преддверии Всемирного гуманитарного саммита мы встретились с Питером Гилом, чтобы обсудить будущее гуманитарной помощи, гуманитарных принципов и роль МККК в меняющемся мире.

1. Как бы вы определили ключевые проблемы, связанные с концепцией гуманитарной деятельности в наше время, которые актуальны для таких организаций как МККК?

Мы живем в эпоху, когда интересы безопасности стран западного мира глубоко увязаны с самыми серьезными из современных конфликтов, и это создает серьезные затруднения даже для ведущих гуманитарных организаций. Помимо всех проблем, связанных с безопасностью и доступом персонала, ключевой задачей нашего времени является поддержание центральной роли гуманитарных принципов в оказании помощи бедствующему населению. Немногие из гуманитарных организаций могут претендовать на реальную независимость или соблюдение классических принципов гуманитарной деятельности, поэтому для МККК вдвойне важно заявлять о приверженности своим стремлениям.

2. Критики МККК обвиняют организацию в приверженности устаревшим принципам. Насколько вы уверены в том, что МККК придерживается правильного пути?

Меня не перестает поражать резкость комментариев в отношении гуманитарных принципов, особенно со стороны некоторых научных деятелей, которые утверждают, что МККК использует подход, являющийся частью нашего "ностальгического прошлого", что эти принципы - "заявления традиционалистов", а те, кто пытается следовать им, похожи на "стариков в отрезанной от мира деревне", отчаянно цепляющихся за древний язык. Я думаю, такие выпады должны скорее укрепить, чем ослабить решимость МККК следовать своему мандату.

3. Остается ли красный крест символом защиты или, как вы пишете в своей книге, он стал "больше похожим на перекрестье прицела"?

Эта поразительная цитата принадлежит Мануэлю Бесслеру, который когда-то работал в МККК, а теперь возглавляет управление гуманитарной помощи в правительстве Швейцарии. Он сделал это наблюдение после убийства делегата МККК в Ливии в 2014 г. К сожалению, в наше время потрясений некоторые вооруженные группы редко проводят различие между военными, дипломатами, журналистами и гуманитарными работниками. К этому их подталкивает зависимость и пристрастность большей части гуманитарного сектора. Но это не значит, что такие организации, как МККК и "Врачи без границ", должны отказаться от своих принципов. Наоборот, они должны вновь подтверждать и провозглашать их.

4. Вы уделяете значительное внимание нашему сотруднику, Альберто Каиро, и в заглавие вынесена его цитата. Почему вы выбрали именно Каиро, и примером чего для вас является его роль?

Я решил рассказать об оказании гуманитарной помощи в Афганистане через истории трех гуманитарных работников, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Первый первый был американским квакером, возглавлявшим отделение организации "Спасите детей", второй был британцем, принявшим ислам и работавшим в организации "Исламская помощь", а третьим был ваш замечательный сотрудник Альберто Каиро, возглавляющий ортопедическую программу. Он является наиболее опытным гуманитарным работником в Афганистане, и его двадцатипятилетний опыт пребывания в стране дает ему уникальную возможность взглянуть изнутри на новейшую неспокойную историю страны. Он решительный и откровенный в своих мнениях, и следует велениям своей совести и суждений. Не случайно его наблюдение, на самом деле цитирующее его афганских друзей и партнеров, должно было стать названием моей книги.

5. В вашей книге вы пишете, что гуманитарность "должна выжить и расцвести в двадцать первом веке, а ее принципы должны быть вновь подтверждены". Принимая во внимание предстоящий Всемирный гуманитарный саммит, что вы можете предложить для достижения этой цели в нашу "эпоху потрясений"?

Поскольку саммит в Стамбуле проходит в этот критический период времени, причем географически рядом с Сирией, где ситуация катастрофическая, можно было бы ожидать результатов его проведения с некоторым оптимизмом. Тем не менее дипломаты и представители гуманитарных организаций говорят в лучшем случае о скромных ожиданиях. Там, где должны быть проявлены амбициозные стремления, наблюдается лишь пессимистичный взгляд на то, как добиться хотя бы незначительных достижений. Решение "Врачей без границ" не участвовать в саммите является серьезным ударом. Успеха все еще можно добиться путем передачи ответственности за принятие решений от "больших игроков" западного гуманитарного мира представителям гражданского общества на местном и национальном уровне. Другие технократические вопросы также будут подняты. Однако существует опасность, что будет уделяться слишком мало внимания необходимости вновь подтвердить основополагающие ценности гуманитарности.

6. Конфиденциальность, осмотрительность и "педантичная беспристрастность" являются важной частью образа действий МККК, как вы поясняете в вашей книге. Вы задаете вопрос, должен ли МККК чаще делать публичные заявления, но, по вашему мнению, чем он должен руководствоваться, делая такой выбор?

В ходе проведения моего исследования я убедился в том, что МККК может достичь многого, не афишируя свою деятельность, и об этом я говорю в своей книге. Я имею в виду важную сферу взаимоотношений МККК с государствами, в которой соблюдение "конфиденциальности" и проявление "осмотрительности" может обеспечить прогресс на пути к достижению гуманитарных целей. Это также касается воздержания от поспешного осуждения одной или другой стороны в условиях сложных и трудноразрешимых гражданских конфликтов. Однако необходимо более активно пропагандировать основополагающие принципы МККК, работая как с гуманитарным сектором, так и с широкой общественностью, особенно в демократическом западном мире. Многие крупные организации выступают в зонах конфликтов в качестве подрядчиков правительственных структур, и в связи с этим существует опасность того, что ценность и центральная роль принципов Красного Креста и Красного Полумесяца отойдут на второй план. По моему мнению, МККК должен в этой области проводить ясную информационную кампанию.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.