В Казахстане законодательно вводят понятие «сетевые издания»

Издатель Правовая программа организации ARTICLE 19
Автор Тамара Калеева
Дата публикации 10 марта 2015
Цитировать как Правовая программа организации ARTICLE 19, В Казахстане законодательно вводят понятие «сетевые издания», 10 марта 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/551d08e64.html [последняя дата доступа 15 августа 2020]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Предложенные дополнения в казахстанское законодательство по защите детей вводят новую дефиницию «сетевое издание». Нечетко сформулированное понятие со ссылкой на защиту детей и последствия таких изменений для свободы выражения вызывают обеспокоенность у автора следующего блога Тамары Калеевой, президента Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз». Данный пункт требует более детального обсуждения с целью обеспечения защиты права на свободу выражения интернет пользователей.

В 2009 году все содержимое Интернета было в Казахстане законодательно объявлено средствами массовой информации - и рекламные порталы, и интернет-магазины, и всевозможные форумы. Над нормой долго иронизировали все, кому не лень, и даже Уполномоченный орган, отвечающий за государственное регулирование СМИ[1], наконец, проняло - надо что-то менять. Гражданские активисты предложили - нужно ввести, по примеру дружественной России, понятие «сетевые издания»: кто из интернет-ресурсов соответствует критериям и хочет льгот, положенных легитимным СМИ - пусть регистрируется.

Идея, в принципе, неплохая, по крайней мере, безвредная. Но как реализовать ее? Публично инициировать изменения в Закон РК «О средствах массовой информации»? Рискованно. Закон этот, принятый в 1999 году и с тех пор много раз латаный-перелатанный, все время подвергается критике: общественность требует упростить регистрацию изданий, ввести ограничения на монопольное владение СМИ, расширить права и снизить ответственность журналистов и т.д. В этих условиях как только государственный орган объявит, что намерен изменить закон, гражданские активисты полезут со своей, абсолютно не нужной чиновникам, активностью.

Чтобы по-тихому «обновить» закон, казахстанские чиновники давно выработали искусную тактику: громко обсуждают один законопроект и, как бы между прочим, под предлогом гармонизации всей системы законодательства, влезают в другие законы.

Эта тактика оказалась весьма успешной в прошлом году. Тогда обсуждались изменения в закон «Об органах внутренних дел», и, как положено, в паре к этому законопроекту шел другой, о сопутствующих изменениях. А в «сопутствующем порядке» в действующий Уголовный кодекс была внесена новая статья «Распространение заведомо ложной информации» и предусмотрено наказание - до 10 лет лишения свободы. Журналисты и медийные организации «проморгали» эту новацию - в законе о полномочиях полиции не предполагалась новая угроза свободе выражения. Естественно, норма автоматически перешла в новый УК, который разрабатывался самостоятельно и начал действовать в 2015 году.

Не мудрствуя лукаво, этот прием применили в отношении сетевых изданий, благо как раз вовсю шла работа над проектом закона о защите детей от вредной информации.

Детей надо защищать, кто спорит? Правда, наше законодательство и без нового закона ограничивает распространение эротики, запрещает порнографию, культ жестокости и насилия, пропаганду войны, социальной розни, - но лишний запрет плохих действий не помешает, по крайней мере, не навредит. В России давно такой закон принят, для СМИ никакого серьезного обременения, ставят цифирь на телепродукции, и все дела. Так мы рассуждали - и не обратили внимания на сопутствующий проект, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». А в нем - шесть страниц дополнений и изменений в закон «О средствах массовой информации», в том числе вводится понятие «сетевое издание».

В статью 1 закона о СМИ предлагается ввести подпункт 4-2) - «сетевое издание - интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан». А статья 10 дополняет обязанности Уполномоченного органа: «Сетевое издание, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет».

Так что же такое, в представлении чадолюбивых законодателей, сетевое издание? Интернет-ресурс получает статус сетевого издания только после регистрации, но регистрация является обязательной - для кого? Для интернет-ресурсов? Для каких? Теперь что, уполномоченный орган будет вылавливать интернет-ресурсы, чья деятельность подходит под критерии регистрации, и принуждать их к регистрации?

Интернет-ресурсы, зарегистрированные как сетевые издания, согласно тому же законопроекту, должны будут соблюдать те же формальности, к которым привыкли традиционные СМИ: заявления об учете, переучете, а в них - информация о тираже, периодичности издания, территории распространения, основной тематике, языках издания, бизнес-идентификационный номер и пр.; в период работы - обязательная страница с выходными данными, высылка обязательных экземпляров в парламент, библиотеки и т.д. и прочие формальности, нарушение которых грозит потерей свидетельства о регистрации, что автоматически запрещает издание.

Конечно, сайты, получающие подпитку от государства или его видных деятелей, пойдут на такую легитимизацию - это возможность аккредитации, возможность получать гос.заказ, прежде всего. А остальным, независимым - зачем эти хлопоты, риски и расходы? Так что, скорее всего, принудительная регистрация приведет к оттоку популярных частных интернет-изданий из Казахстана. А оставаясь в зоне kz, они в случае конфликта с уполномоченным органом по поводу регистрации будут доказывать, что не подпадают под критерии закона: периодичность и тематика издания произвольная, обновляют они содержание не раз в неделю или в день, а когда как; бизнесом не занимаются, устава и договора между собственником и редакцией нет, нет технических возможностей размещать выходные данные в требуемом формате, - отговорок можно найти множество.

Резюме. Законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и сопутствующий ему проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» должны включать только положения, касающиеся защиты детей. Что за детские хитрости - начинять проекты законов нормами, не имеющими прямого отношения к задаче проекта! Какое отношение к детям имеют, к примеру, большинство сопутствующих предложений в закон «О связи» - «точка обмена трафиком», «точка стыка» и т.д., более трех страниц проекта? То же с предлагаемыми изменениями в закон «О телерадиовещании» - возможно, нужными, но какое они, за исключением предложений в ст. 29, имеют отношение к защите детей?

Хватит уродовать устаревший, но цельный закон о СМИ нелепыми заплатками «по случаю». Давно пора разработать новый закон, отвечающий современным реалиям и тенденциям 21-го века»

Мы направили разработчикам проекта и депутатам парламента свои рекомендации:

дать новое, грамотное определение сетевых изданий;

обязательную регистрацию сетевых изданий из проекта убрать.

Однако принятие этого закона выходит на финишную прямую - верхняя палата парламента РК вслед за нижней одобрила оба законопроекта, очередь за президентом. Как на практике защита детей от вредной информации отразится на казахстанском сегменте Интернета, покажет время.

Искать на Refworld

Страны