Дети-инвалиды остались за рамками реформы системы опеки в Грузии

Осуществляя крупные изменения в опеки над детьми, власти Грузии с 2009 года стали закрывать крупные интернаты и передавать детей под опеку детских домов семейного типа, в приемные семьи, или вернули в их собственные семьи, которые включили в программы социальной помощи. Однако дети-инвалиды оказались на втором плане.

По информации министерства здравоохранения Грузии, 106 детей-инвалидов все еще находятся в госучреждениях, где, по словам представителей правозащитных организаций, уровень лечения является неадекватным, а смертность неприемлемо высокой.

В отчете Международной организации по защите прав людей с ограниченными возможностями (DRI) из Вашингтона за период с 2010 до сентября 2013 года отмечено, что дети-инвалиды в большинстве своем исключены из программы реформы.

Отметив заслуги властей в успехе программы деинституализации воспитательных учреждений для детей-сирот, DRI заявляет, что «институционализированные дети-инвалиды в большинстве своем исключены из процесса реформ. Эти дети вновь остаются в маргинальном положении и их права нарушаются. При отсутствии услуг помощи взрослым инвалидам, этим детям грозит перспектива пожизненной изоляции от общества».

Отчет DRI, который был опубликован в декабре и получил в Грузии широкую огласку, покрывает все государственные учреждения для детей и подростков.

В нем приводятся слова сотрудников тбилисского детского дома для младенцев, которые говорят, что инвалидам отказывают в жизненно необходимом лечении поскольку, по мнению врачей, они не смогут жить полноценной жизнью. «В результате, сотрудники говорят, что иногда, все, что они могут делать, это ждать пока дети будут умирать в своих колыбелях», - сказано в отчете.

DRI выяснила, что чаще всего без лечения оказываются дети с грыжей позвоночника и гидроцефалией. Более того, детям, у которых мало шансов выжить, отказывают в болеутоляющих.

Организация отметила, что ее местные партнеры, в ходе 18-месячного исследования за 2009 - 2010 годы, зафиксировали 30 процентный уровень детской смертности в Доме малютки города Тбилиси.

Результаты потрясли многих жителей Грузии, но не сотрудницу НПО Партнерство за права человека Анну Арганашвили. Они лишь стали подтверждением того, что она уже много лет знала об отношении к детям-инвалидам, проживающим в воспитательных учреждениях.

Арганашвили отмечает, что многие из этих вопросов были подняты в докладе народного защитника Грузии. В отчете было отмечено, что самым грубейшим нарушением прав человека стал отказ в лечении и паллиативной помощи детям с гидроцефалией.

«Десятки специалистов ведут пассивное наблюдение за детьми, не видя необходимости уменьшить их боль и огромный дискомфорт», - сказано в отчете омбудсмена. В нем отмечено, что это может «по степени своей тяжести быть приравнено к пыткам и нечеловеческому обращению».

По словам Арганашвили, тогда отчет омбудсмена не получил широкой огласки и не обсуждался в парламенте.

Офис Народного защитника сообщил IWPR, что ни их отчет и ни заключения DRI не повлекли за собой значительных изменений в функционировании воспитательных учреждений.

«6 февраля мы провели регулярный мониторинг Тбилисского дома малютки», - сказала IWPR руководитель отдела по защите прав детей-инвалидов в офисе омбудсмена Натиа Пиралишвили. «Сейчас там находятся 55 детей, у 15 из них гидроцефалия, а у шести микроцефалия. Все вызовы и проблемы, которые были затронуты в докладе омбудсмена за 2012 год и в исследовании DRI все еще актуальны».

В более широком смысле, по словам Пиралишвили, для выполнения рекомендаций Народного защитника по деинституализации учреждений для детей-инвалидов «не было сделано практически ничего».

Представители министерства здравоохранения Грузии не согласны с отчетами DRI и омбудсмена.

«Для детей-инвалидов нужно сделать еще многое», - сказал IWPR руководитель отдела социальной защиты министерства Гиа Какачиа. - Но я категорически не согласен с заключением DRI о том, что эти детям отказано в необходимом лечении».

По словам Какачиа, хирургическое вмешательство в случае гидроцефалии должно произойти на ранних этапах жизни. «Если нейрохирург сочтет, что операция необходима, и она будет эффективной, то ее обязательно проведут», - сказал он.

Но, по словам Какачиа, родители зачастую обращаются за медицинской помощью через два и более месяца и «к тому времени операция становится бессмысленной».

Какачиа сказал, что «будет очень сложно говорить о деинституализации» 20 из 55 воспитанников тбилисского детского дома, положение которых является крайне тяжелым, и еще пятерых, нуждающихся в паллиативной помощи.

«Невозможно представить, чтобы их передали опекунам или реинтегрировали с родными семьями. Для них необходим центр паллиативной помощи, создание которого займет время», - сказал он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.