Грузия: Власти сначала расходуют средства и только потом ставят вопрос на голосование

Похоже, коалиция «Грузинская мечта», контролирующая парламент Грузии, «срезает углы» в отношении парламентских процедур, по крайней мере в вопросе возвращения законодательного органа на его прежнее место.

Руководство «Грузинской мечты» не скрывает своего желания перевести парламент обратно из областного центра Кутаиси в крупнейший город Грузии Тбилиси. Только есть одна загвоздка: согласно принятому в 2009 году пакету поправок к конституции, инициированному экс-президентом Михаилом Саакашвили, за Кутаиси официально закреплен статус парламентской столицы республики.

«Грузинская мечта» на настоящий момент не располагает 100 голосами, необходимыми для внесения новых изменений в Основной закон, но это не останавливает лидеров коалиции, решивших добиваться своего.

Согласно данным, скомпилированным и обнародованным аппаратом спикера парламента Давида Усупашвили, за последние восемь месяцев администрация «Грузинской мечты» на средства, позаимствованные из своего дискреционного бюджета на 2013 год в размере 60 млн лари (35,7 млн долларов), провела тендеры на цели реконструкции здания парламента в Тбилиси на общую сумму более 10,7 млн долларов (18 млн лари).

Суммы этих тендеров, поименованных на сайте правительственных закупок, варьируются от 3,5 млн лари (2,1 млн долларов) на приобретение мебели и оборудование всего здания Интернетом до 30 тыс лари (18 072 доллара) на ремонт и эксплуатацию лифтов. Как рассказал EurasiaNet.org председатель парламентского бюджетно-финансового комитета Давид Онопришвили, большая часть работ, включая оснащение зала заседаний системой голосования, придется на 2013 год.

Коалиция «Грузинская мечта» подготовила также проект поправки в конституцию о переводе парламента обратно в Тбилиси. Однако голосования по данному вопросу в текущем году не планируется.

По словам критиков, финансируя реконструкцию здания парламента в Тбилиси, «Грузинская мечта» бежит впереди паровоза. По утверждению же помощников из аппарата спикера Усупашвили, а также представителей Контрольной палаты (государственного аудиторского агентства Грузии), для проведения ремонта в тбилисском здании парламента конституционная поправка не требуется. Здание принадлежит законодательному органу, говорят они, и, следовательно, может быть оборудовано под законодательные нужды.

Как сказал в интервью EurasiaNet.org Давид Усупашвили, целью означенных тендеров было приведение здания «в рабочее состояние». Даже залы, предназначенные для проведения заседаний комитетов, больше не пригодны для этой цели, отметил он.

Правда, 17 ноября во дворе здания парламента прошла церемония инаугурации президента Георгия Маргвелашвили. В одном крыле располагаются также офисы финансируемой правительством США корпорации «Вызовы тысячелетия».

Давид Усупашвили не связал реконструкцию парламента конкретно с возвращением заседаний в Тбилиси, подчеркнув однако наличие поддержки со стороны общества и «политической воли» в адрес такого шага. Он выразил уверенность, что коалиция «Грузинская мечта» получит голоса, необходимые для санкционирования подобной передислокации, «когда для этого придет время».

Насколько подобная тактика по принципу «сначала расходы, а голосование - потом» раздражает партию Саакашвили «Единое национальное движение», неясно. В партии ЕНД, возражающей против перевода парламента из Кутаиси обратно в Тбилиси, не ответили на просьбы EurasiaNet.org о комментарии к моменту публикации.

На протяжении большей части пребывания Михаила Саакашвили на президентском посту возглавляемое ЕНД правительство выделяло средства на возведение в Кутаиси здания парламента через мэрию города. Информацию о государственных расходах в эпоху правления Саакашвили получить было достаточно сложно.

Учитывая этот опыт непрозрачного расходования фондов, многие грузинские обозреватели не готовы бросать перчатку «Грузинской мечте» в вопросе о законодательном органе, покуда действующие власти заранее информируют о своих расходах.

Это не означает, что аналитики не испытывают опасений. Председатель правления Института развития свободы информации Леван Авалишвили сомневается в разумности направления значительных сумм из государственных средств на дублирование зданий для органов власти. Помимо двух зданий парламента в стране вскоре появятся два здания президентской администрации - со стеклянным куполом, построенное при Михаиле Саакашвили и обошедшееся в неназванную сумму, и особняк XIX века в Тбилиси, переоборудуемый под офисы недавно официально вступившего в должность Георгия Маргвелашвили.

В построенном при Михаиле Саакашвили здании президентской администрации, которое сочли слишком помпезным для главы исполнительной ветви власти, наделенного отныне более скромными конституционными полномочиями, разместится университет. О том, кто может занять похожее на космический корабль здание парламента в Кутаиси, сооружение которого, по имеющимся оценкам, обошлось в 300 млн лари (свыше 178 млн долларов), пока ничего не слышно.

Обеспечить подотчетность парламента и правительства в деле расходования ими государственных средств достаточно сложно при столь большом объеме дискреционных расходов, отмечает член совета директоров антикоррупционной организации «Транспаренси Интернэшнл - Грузия» Марк Муллен (Mark Mullen).

В республике не осуществляется внешнего контроля ни над расходованием правительственного и президентского резервных фондов, ни над решениями парламента по вопросу трат из его годового бюджета. «В старых демократиях разница состоит в наличии жесткой процедуры расходования государственных средств, - отмечает Марк Муллен. - Так что проблема в Грузии состоит именно в процедуре…Если на что-то понадобились деньги, это просто делается и все».

По действующему в Грузии закону о госзакупках, не предусмотренные законом дискреционные расходы государственных органов вместо проведения государственных тендеров могут осуществлять посредством заключения прямых контрактов, если правительство сочтет, что это отвечает государственным интересам. По словам Левана Авалишвили, перемены были нужны для того, чтобы повысить подотчетность государственных и выборных чиновников в сфере расходования общественных средств. «Чем больше люди будут знать о том, что делает правительство, тем более активное участие они смогут принимать в процессе выработки политики», - полагает он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.