Грузия: Законопроект об «оскорблении религиозных чувств» ограничит свободу выражения мнений

Парламентскими комитетами сейчас рассматривается законопроект, который, если он будет принят, фактически подорвёт свободу выражения мнений в Грузии. Инициаторы этого законопроекта прямо заявили, что его целью является защита Грузинской православной церкви и её духовенства от «оскорблений», под которыми, как видно из примеров, приведённых инициаторами, они имеют в виду публичную критику церкви. Предлагаемый закон противоречит международными обязательствами Грузии. Он может фактически запретить критику религиозных лидеров и учреждений и ограничить свободу слова по поводу актуальных политических и социальных вопросов, в том числе прав женщин, прав лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ) и религиозных меньшинств. Законопроект был представлен на рассмотрение парламента в декабре 2015 года, а в начале этой недели был одобрен парламентским Комитетом по правам человека и гражданской интеграции. Оскорбление религиозных чувств будет караться штрафом в 300 лари (120 долларов США), а в случае повторного нарушения - 600 лари.

Поводом для этой законодательной инициативы послужил призыв Грузинской православной церкви, с которым она в январе 2015 обратилась к властям Грузии, защитить церковь и верующих от оскорблений их религиозных чувств.

В законопроекте не дано определения того, что же является «оскорблением религиозных чувств». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что цель этого законопроекта - прекратить постоянное обращение к праву на свободу выражения мнений для того, чтобы «прямо или косвенно» оскорблять Грузинскую православную церковь и другие «традиционные религии» в Грузии. В записке даются конкретные ссылки на ряд грузинских страниц в социальных сетях, которые содержат критику Грузинской православной церкви (ГПЦ) и её руководства.

Защита религиозных учреждений от публичной критики не только подавляет свободу выражения мнений, но в случае с Грузией может также укрепить дискриминацию и притеснение уязвимых сообществ, в том числе поощрение актов насилия, совершающихся во имя религии. Amnesty International зафиксировала несколько таких инцидентов с применением насилия, когда правонарушители заявляли, что они «защищают от оскорблений» свою веру, грузинского православие, которые исповедует большинство грузин. В частности, лица относящиеся к ЛГБТИ сообществу и борцы за права женщин регулярно подвергались запугиваниям, начиная от угроз расправы до нападений со стороны последователей ГПЦ, после того как они критически высказывались по поводу церкви и её руководства. Представители религиозных меньшинств по всей Грузии получали угрозы, их запугивали и на них совершали нападения последователи ГПЦ. Протестующие, которых открыто поддерживало и поощряло грузинское православное духовенство, срывали с применением насилия мирные собрания активистов ЛГБТИ сообщества в столице страны, Тбилиси. Расследование этих случаев велось медленно и неэффективно.

Грузинский парламент должен отклонить предложенный законопроект. Власти Грузии должны принять эффективные меры по защите права на свободу выражения мнений и мирных собраний для всех, в том числе лиц придерживающихся и выражающих взгляды и убеждения, отличающиеся от общепринятых или неразделяемые большинством, и положить конец дискриминации лиц, в особенности принадлежащих к ЛГБТИ сообществу. В отношении всех случаев насилия или угроз в отношении представителей таких сообществ должны быть проведены незамедлительные, эффективные и беспристрастные расследования и все, признанные виновными в применении насилия, должны быть привлечены к ответственности в ходе справедливых судебных разбирательств.

Международные стандарты в области прав человека

В статье 19(1) Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) говорится, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, а в статье 19(2) говорится, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, в том числе распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Согласно статье 19 (3) МПГПП допускаются некоторые ограничения на осуществление права на свободу выражения мнений для уважения прав других людей, или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, но только когда такие ограничения установлены чётко сформулированным законом, который соблюдает права человека, являются явно необходимыми и соразмерными заявленной цели и не должны ставить под угрозу само право. МПГПП не позволяет вводить ограничения на осуществление права на свободу выражения мнений с целью обеспечить уважение религиям или защитить их от «оскорблений».

Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение отметил, что ограничения права на свободу выражения мнений «предназначения для защиты людей от прямых нарушений их прав» и «не предназначены для защиты систем убеждений от внутренней или внешней критики». В замечании общего порядка Комитета ООН по правам человека №34 по статье 19 МПГПП ясно сказано: «Запреты на разные формы неуважения к какой-либо религии или другим системам убеждений, в том числе законы о богохульстве, являются несовместимым с Пактом за исключением отдельных случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 20 Пакта». Статья 20(2) Пакта касается выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Такие запреты также должны быть крайне точно сформулированы, чтобы касаться только форм выражения мнений, которые одновременно содержат и религиозную ненависть и подстрекательство против соответствующих людей.

Грузинский законопроект о богохульстве не соблюдает международные стандарты в области прав человека о свободе выражения мнений и его формулировка «оскорбление религиозных чувств» является расплывчатой и оставляет место для её широкого толкования.

Европейский суд по правам человека неоднократно подчёркивал, что свобода выражения мнений является «одной из важнейших основ демократического общества» и что «она применима не только к «информации» или «идеям», которые воспринимаются благосклонно или рассматриваются как безобидные или безразличные, но также и тех, которые оскорбляют, потрясают или беспокоят государство или какую-либо часть населения».

Краткая справка

Amnesty International зафиксировала в Грузии рост числа инцидентов, связанных с применением насилия и религиозной нетерпимости. Власти часто были не в состоянии защитить права религиозных меньшинств, остановить повторяющееся насилие и эффективно расследовать нападения. В 2013 и 2014 годах православные христиане в ряде грузинских городов пытались помешать «Свидетелям Иеговы» и мусульманам публичное отправлять религиозные обряды. Религиозным меньшинствам угрожали физическим насилием, их преследовали и запугивали местные жители, в том числе им угрожали расправой, а в их дома кидали камни. Двадцать шестого октября 2013 года мусульманам, проживающие в преимущественно христианской деревне Нигвзиани, в Ланчхутском районе, угрожали выселениями и физическим насилием, и потребовали от них прекратить религиозные собрания и коллективные молитвы.

В Грузии представители ЛГБТИ сообщества сталкивались с дискриминацией и насилием, в то время как власти систематически оказывались не в состоянии эффективно расследовать преступления на почве гомофобии и трансфобии. Семнадцатого марта 2012 года мирное шествие в центре Тбилиси в честь Международного дня борьбы с гомофобией и трансфобией (МДБГ) подверглось нападению, когда группа православных христиан начала оскорблять и угрожать активистов ЛГБТИ. Семнадцатого марта 2013 года акция протеста в честь МДБГ была сорвана нападением тысяч демонстрантов, при этом полиция не смогла обеспечить безопасность участникам акции. С нападавшими были грузинские православные священники. Как сообщалось, патриарх Грузинской православной церкви Илия II призвал власти запретить мероприятие, посвящённое защите прав ЛГБТИ, заявив, что это будет «оскорблением» для грузинской традиции. Ни одно из нападений на мирные собрания в МДБГ не были эффективно расследованы.

Двадцать третьего октября 2015 года городской суд Тбилиси оправдал четырёх мужчин, обвинявшихся в нападении на шествие в МДБГ в Тбилиси, из-за «недостаточных доказательств», несмотря на то, что, как сообщается, их можно узнать на видеоматериалах и фотографиях с мероприятия. Пятый мужчина, которого также можно опознать по видео, был оправдан ещё раньше.

В январе 2015 года директор грузинской ЛГБТИ организации начал получать угрозы из различных источников после того, как он критически отозвался о речи, произнесённой главой Грузинской православной церкви. В том же месяце известной грузинское журналистке, которая критиковала «роскошный стиль жизни» духовенства в своём посте в Facebook, также угрожали расправой. Полиция так и не провела эффективного расследования этих случаев.

Совсем недавно, 13 января 2016 года, на журналистов оппозиционного телеканала «Tabula» напали в ресторане в Тбилиси. Журналисты получили незначительные травмы. Нападавшие кричали, что журналисты враги «православия», потому что в своих репортажах критикуют церковь. В связи с этим инцидентом было арестовано несколько человек и теперь они должны предстать перед судом.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.