Иран собирается казнить молодого человека, которому на момент задержания было 17 лет. Amnesty International требует этого не допустить

Властям Ирана следует немедленно отменить казнь молодого человека, которого приговорили к исключительной мере наказания за преступление, совершённое в период, когда тот был несовершеннолетним. Кроме того, приговор был вынесен по итогам крайне несправедливого судебного процесса на основании полученных под пытками «признательных показаний», заявила сегодня Amnesty International.

Армана Абдолали перевели в одиночную камеру тюрьмы «Раджаи Шахр» в Кередже до казни, которая назначена на среду 13 октября. Казнь уже дважды переносили - в январе 2020 года и в июле 2021 года; оба раза благодаря резонансному протесту международного сообщества.

«Время стремительно истекает, властям Ирана следует немедленно остановить казнь Армана Абдолали, запланированную на 13 октября. Применение смертной казни в отношении лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, запрещено международным правом и представляет собой гнусное посягательство на права ребенка», - считает Диана Элтахави, заместитель директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африки.

«Запланировав в третий раз казнь Армана Абдолали, власти Ирана демонстрируют безжалостное намерение довести смертную казнь до конца, невзирая на обязательства Ирана, взятые на себя в рамках международного права. Действия мирового сообщества уже дважды помогли отменить казнь Армана Абдолали. Amnesty International вновь обращается к международному сообществу, в частности ООН и ЕС, с призывом немедленно вмешаться и спасти жизнь Армана Абдолали», - добавила она.

Изначально Армана Абдолали приговорили к исключительной мере наказания в декабре 2015 года по делу об исчезновении в 2014 году его девушки. Его признали виновным в убийстве по итогам крайне несправедливого судебного процесса, в ходе которого суд опирался на полученные под пыткой «признательные показания». Тело девушки не было найдено. Суд постановил, что убийство было совершено без каких бы то ни было улик, что свидетельствует о «психической зрелости» Армана Абдолали, который сознавал характер и последствия преступления. Международный запрет на вынесение смертного приговора лицам, которые на момент совершения вменяемых в вину преступлений, не достигли совершеннолетнего возраста, носит абсолютный характер и, следовательно, на него не распространяются заявления о «зрелости» или «понимании преступного характера деяния».

При вынесении приговора суд также принял во внимание мнение консультанта суда по вопросам детей и подростков, который заявил, что Арман Абдолали сознавал «жестокий» характер преступления. В июле 2016 года Верховный Суд оставил смертный приговор в силе. В решениях суда и апелляционного суда отмечены утверждения Армана Абдолали о длительном одиночном заключении на протяжении 76 дней и неоднократных побоях с целью получения «признательных показаний». Тем не менее суд не распорядился провести расследование по факту утверждений подсудимого и признал «признательные показания» «неоспоримыми».

В феврале 2020 года Верховный Суд распорядился пересмотреть дело Армана Абдолали после того, как консультант суда по вопросам детей и подростков отказался от своего первоначального заключения, заявив, что перед вынесением такового не встречался с подсудимым лично и не изучал его дело. При пересмотре дела 5-й отдел Уголовного суда №1 провинции Тегеран в основном рассматривал вопрос о наличии сомнений относительно «зрелости» подсудимого на момент совершения преступления.

В сентябре 2020 года суд постановил, что за давностью лет невозможно определить, можно ли было считать Армана Абдолали «зрелым», и в отсутствии доказательств обратного оставил в силе решение об уголовной ответственности подсудимого.

Учитывая грубые процессуальные нарушения, Amnesty International обращается к властям Ирана с призывом отменить приговор, вынесенный Арману Абдолали, и назначить повторное рассмотрение его дела в суде с соблюдением стандартов справедливого судебного разбирательства, в общем, и норм, касающихся несовершеннолетних, в частности, не принимая во внимание выбитые из него «признательные показания» и без возможности вынесения смертного приговора.

Согласно законодательству Ирана убийства и некоторые другие тяжкие преступления караются смертной казнью, при этом мальчики старше 15 лет и девочки старше 9 лет приравниваются к взрослым и могут быть казнены. Тем не менее статья 91 УК Ирана наделяет судей полномочиями заменять смертную казнь другими видами наказаний при наличии сомнений относительно «зрелости» лица на момент совершения уголовного преступления. На практике не существует чётких критериев и стандартов доказывания «полной зрелости» подсудимого.

«Дело Армана Абдолали - яркое свидетельство глубоко ущербного характера системы правосудия по делам несовершеннолетних в Иране. Amnesty International в очередной раз призывает власти Ирана не нарушать права детей и внести в уголовный кодекс поправки, запрещающие казнь всех без исключения лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, с последующей полной отменой смертной казни», - заявила Диана Элтахави.

В нарушение обязательств, взятых на себя Ираном в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о правах ребёнка, в стране продолжают казнить лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет.

В 2020 году в Иране казнили не менее трёх человек, которым не исполнилось 18 лет на момент совершения преступления. Уже в этом году в Иране тайно казнили Саджада Санджари, молодого человека, которому на момент совершения преступления было 15 лет. В камерах смертников в Иране находятся десятки человек, осуждённых за преступления, совершённые в несовершеннолетнем возрасте. В 2020 году в Иране казнили не менее 246 человек. Так Иран занял второе позорное место в мире по числу казней.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.