Главный правозащитник ООН: «В Иране происходят санкционированные государством убийства»

Применение в Иране уголовного законодательства для наказания людей только за то, что они воспользовались своими законными правами - в частности, приняли участие в акции протеста, равносильно санкционированному государством убийству. С таким заявлением во вторник от имени Верховного комиссара ООН по правам человека выступила его пресс-секретарь Равина Шамдасани.

«Санкция на убийство»

По ее словам, правительство Ирана избрало такую тактику, чтобы, в нарушение международного права в области прав человека, посеять страх среди населения и подавить акции протеста. Она напомнила, что в течение месяца были казнены четверо участников недавних демонстраций. Приговоры этим людям вынесли в результате ускоренных судебных процедур, которые не соответствуют самым минимальным стандартам справедливого разбирательства, которого требует международное право. Таким образом, как считают в Управлении ООН, эти казни квалифицируются как произвольное, незаконное лишение жизни.

«Применение в Иране уголовного законодательства для наказания людей только за то, что они воспользовались своими законными правами правами - в частности, приняли участие в акции протеста, равносильно санкционированному государством убийству, - говорится в заявлении Верховного комиссара ООН Фолькера Тюрка. - Я вновь призываю правительство Ирана уважать человеческую жизнь и голос народа, немедленно ввести мораторий на вынесение смертного приговора и остановить все казни».

Протесты в Иране

Протесты в Иране вспыхнули после того, как 16 сентября стало известно о смерти в центре содержания под стражей 22-летней Махсы Амини, арестованной, как сообщалось, за несоответствующее установленным правилам ношение хиджаба. С тех пор были убиты сотни человек, включая десятки детей.

За участие в мирных акциях протеста по всей стране были задержаны тысячи иранцев. Несколько человек, связанных с протестами, были приговорены к смертной казни по обвинению в тяжких преступлениях религиозного характера, в частности, в «мохаребе», или «ведении войны против Бога», а также в «коррупции на Земле».

Широкое толкование законов

Отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Женеве, представители Управления ООН по правам человека (УВКПЧ) сообщили о том, что УВКПЧ поддерживает контакты с иранскими властями на различных уровнях.

Закон о «коррупции на Земле», как пояснил глава регионального бюро УВКПЧ по странам Ближнего Востока и Северной Африки Мохаммад аль-Нсур, носит расплывчатый характер, что позволяет его широкое применение. Например, недавно двое приговоренных к смертной казни были осуждены за оскорбление представителей сил безопасности, что также является частью пресловутой статьи о «коррупции на Земле».

Миссия по установлению фактов

По словам Мохаммада аль-Нсура, ООН не может оставаться в стороне, когда совершаются такие нарушения прав человека. В частности, ООН оказывает техническую поддержку Миссии по установлению фактов по Ирану, учрежденную в прошлом году Советом ООН по правам человека. К настоящему моменту собраны тысячи обращений от граждан, а также другая информация, которая предоставлена членам Миссии.

ООН призывает Иран к сотрудничеству

Отвечая на вопросы журналистов, аль-Нсур отметил, что Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк выразил готовность приехать в Тегеран и принять участие в конструктивном диалоге с иранскими властями. Однако пока о перспективе такого визита ничего не известно.

Пресс-секретарь офиса ООН в Женеве Алессандра Велуччи сообщила, что Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выражает свою озабоченность в связи с ситуацией в Иране в ходе каждого контакта с официальными представителями этой страны. Она также напомнила, что Организация Объединенных Наций выступает против смертной казни и рекомендует всем странам мира отказаться от этой меры наказания. В настоящее время 170 государств отменили смертную казнь или ввели мораторий на ее применение.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.