Кыргызстан: Снять запрет на протесты

Власти Кыргызстана должны незамедлительно снять ограничения на любые протестные акции у российского посольства в Бишкеке, заявила Human Rights Watch. Необходимо также отменить штрафы, назначенные трем правозащитникам, которые были задержаны 17 марта 2022 г. во время мирного пикетирования посольства РФ.

Запрет на протестные акции, который распространяется также на территорию у парламента и государственных органов и на центральную площадь Бишкека, был введен на период с 11 марта по 11 апреля одним из столичных УВД и 14 марта был утвержден судом Первомайского района Бишкека, предписавшим проводить любые собрания в этот период в других местах города. 14 марта стало известно, что один из районных судов столицы 11 марта признал законность решения милиции о запрете проведения акций и митингов на некоторых площадках в Первомайском районе Бишкека

«Похоже, власти Кыргызстана, закрывая прайм-локации, хотят убрать протесты с глаз подальше, - говорит Сыйнат Султаналиева, исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии. - Граждане должны иметь право на мирный протест, даже если это создает дискомфорт властям».

Запрет является несоразмерным, поскольку он заранее запрещает во всех этих резонансных местах любые массовые мероприятия вне зависимости от их повестки, отмечает Human Rights Watch. Он противоречит свободе мирных собраний в том виде, как она охраняется международно-правовыми обязательствами и Конституцией Кыргызстана.

Само решение никогда официально не обнародовалось. О нем стало известно, когда сотрудники в штатском 11 марта задержали активисток Динару Эркимбаеву и Лесю Хмет, которые пикетировали российское посольство.

Активистки потребовали у подошедших сотрудников милиции предъявить решение суда, однако те не смогли этого сделать. Вместо этого они доставили обеих в УВД Первомайского района по статье о неповиновении законным требованиям, но соответствующий протокол на них так и не оформили.

Адвокат активисток Дмитрий Кабак сообщил Human Rights Watch, что они обжаловали решение районного суда, однако 16 марта Бишкекский городской суд оставил жалобу без удовлетворения. 17 марта была подана жалоба в Верховный суд, дата рассмотрения пока не назначена. В тот же день 17 марта правозащитники Азиза Абдирасулова, Динара Ошурахунова и Ондуруш Токтонасыров, вышедшие на пикет у российского посольства, чтобы выразить свой протест против незаконного ограничения свободы собраний и заявить о солидарности с Украиной, были задержаны милицией и на следующий день доставлены в Первомайский райсуд по статьям о мелком хулиганстве и неповиновении законному требованию сотрудника органов внутренних дел (статьи 126 и 128 Кодекса о правонарушениях соответственно).

18 марта суд признал Ошурахунову невиновной по статье о хулиганстве, однако все трое были оштрафованы за неповиновение милиции на 3 тыс. сомов (USD 30) каждый. По словам их представителя, они намерены обжаловать штраф.

Адвоката правозащитников Нурбека Токтакунова вызвали в УВД, где на него составили протокол о мелком хулиганстве за якобы неподобающие высказывания в суде. 24 марта Первомайский суд назначил ему пять суток ареста. Адвокат обжаловал это решение.

Конституция Кыргызстана запрещает любые ограничения свободы мирных собраний - в том числе в части их времени, продолжительности и места проведения, - кроме тех, которые предусмотрены законом. Закон о мирных собраниях допускает их запрет только по решению суда, когда такие собрания преследуют противоправные цели, включая пропаганду войны, выступление в пользу этнической, расовой или религиозной ненависти или призывы к нарушению национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.

В соответствии с международными нормами о правах человека закон «О мирных собраниях» также требует, чтобы любые ограничения, в том числе относительно времени и места, а также числа участников собрания, отвечали законной цели и были соразмерными и безусловно необходимыми для ее достижения. Несмотря на это, суд районной инстанции утвердил тотальный запрет на любые собрания перед российским посольством и другими официальными объектами, не проведя анализ, необходимый для такого запрета, отмечает Human Rights Watch.

Омбудсмен Кыргызстана Атыр Абдрахматова уже заявила о несоответствии такого запрета Конституции и международным обязательствам Кыргызстана, в том числе по статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, как она интерпретируется Комитетом ООН по правам человека.

В своем Замечании общего порядка № 37 Комитет по правам человека указывает на нежелательность запрещения мирных собраний вблизи судов, парламентов и других официальных учреждений, отмечая, что «любые ограничения на проведение собраний в таких местах и в непосредственной близости от них должны быть конкретно обоснованы и четко определены». Комитет отдельно указывает на то, что «не следует отводить для мирных собраний отдаленные районы, в которых собрание не сможет эффективно привлечь внимание своих адресатов или широких кругов населения».

23 марта депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев разместил скриншот скандального судебного решения в своем Telegram-канале. Суд ссылается на ноту протеста, направленную российским посольством в МИД Кыргызстана 5 марта в связи с антивоенной акцией 24 февраля - в день начала российской «спецоперации», а также на жалобы жителей. Суд обосновал свое решение интересами общественного порядка, но не указал правовых оснований для столь широкого запрета, который охватывал бы любые мирные собрания в районе российского посольства, Жогорку Кенеша, правительственных учреждений и на центральной площади Бишкека.

Этот запрет должен быть отменен, равно как и наказания, назначенные Ошурахуновой, Абдирасуловой, Токтакунову и Ондурушеву, считает Human Rights Watch.

«Неоправданный запрет на любые мирные собрания перед российским посольством касается не только свободы собраний, но и свободы выражения мнений, - говорит Султаналиева. - Власти Кыргызстана должны отменить его и должны воздерживаться от введения других ограничений, несовместимых с обязательствами в области прав человека по внутреннему законодательству и международным договорам страны».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.