Дорога в никуда. Беженцы из Таджикистана застряли на польской границе

  • Автор: Тохир Сафар
  • Источник документа:
  • Дата:
    6 Маршировать 2017

Польская Хельсинкская группа по правам человека заявила, что Варшава отказала десяткам гражданам Таджикистана в предоставлении убежища. Сотни таджикистанцев застряли на границах этого европейского государства.

Даниэл Витко, юрист Польской Хельсинкской группы по правам человека, в беседе с Радио Озоди 6 марта сказал, что у многих просителей убежища нет визы и поэтому они вынуждены месяцами находиться в приграничной зоне. "Я знаю гражданина Таджикистан, который вместе со своей семьей третий месяц находится на украинско-польской границе и ждет разрешения на въезд. У них в паспортах не осталось свободного места для штампа, а вернуться на Украину они уже не могут", говорит наш собеседник.

По словам Витко, численность таджиков, собирающихся въезжать в Европу через ее восточные, т.е. польские ворота, неизвестна. Но, таджики сумевшие попасть в страну утверждают, что только на белорусско-польской границе застряли от 100 до 200 беженцев из Таджикистана.

Обеспокоенность по поводу судьбы просителей убежища выразила и международная организация Human Rights Watch (HRW) в опубликованном на днях докладе «Польша: застрявшие на границе просители убежища». По словам правозащитников, Варшава обычно отрицает, что нарушает права просителей убежища и их отправляет обратно в Белоруссию.

Согласно докладу, с 2016 огромное количество просителей убежища из российской Чечни, Таджикистана и Грузии попытались найти убежище в Польше - весной и летом их численность на белорусско-польской границе достигало 200 - 300 человек. «Когда они прибывают поездом на границу из белорусского города Бреста, польские пограничника берут у просящих политического убежища краткое интервью. Но, обычно всем, кроме горстки, отказывают во въезде в Польшу», говорится в докладе.

"Лишая этих людей доступа к процессу предоставления убежища и возвращая в Белоруссию, где они не могут получить защиту, Польша подвергает их опасности", убеждена Лидия Галл, исследователь HRW.

В докладе HRW сказано, что польские власти отказывают в предоставлении убежища и гражданам Таджикистана, где последние два года арестовывают и подвергают пыткам сторонников политической оппозиции. Власти Таджикистана требуют ареста и выдачи находящихся за границей оппонентов, а некоторые из оппозиционеров таинственно исчезали и через некоторое время появлялись в тюрьмах Таджикистана.

Авторы доклада напомнили об истории таджикской активистки Шабнам Худойдодовой, которая была арестована 15 июня 2015 года при переходе российско-белорусской границы. Она на родине обвиняется в «массовых призывах к экстремистской деятельности» и «создании экстремистской организации». Как стало известно, Шабнам ехала в сторону Польши, ближайшей к России стране-члене Евросоюза, но была задержана на границе с Белоруссией. Только в феврале 2016 года, после вмешательства Комитета ООН по правам человека и госдепартамента США она сумела покинуть СИЗО города Брест и въезжать в Польшу, где ей предоставили убежище.

Но власти Таджикистана заявляют, что граждане страны просят убежища в европейских странах, особенно в Польше, не по политическим мотивам. Зариф Ализода, уполномоченный по правам человека в Таджикистане, 4 августа прошлого года в беседе с Радио Озоди сказал, что большинство просящихубежище в Европе - вчерашние таджикские мигранты из России и Украины. «Те, кто собираются жить и работать в Европе, не являются оппозиционерами - в Таджикистане их никто не преследует», - сказал омбудсмен.

По его словам, количество граждан Таджикистана, которые попросили польского убежища, достигло 500 человек.

По данным Службы по работе с иностранными гражданами МВД Польши, распространенным летом прошлого года, убежище в Польше попросили около 1200 граждан Таджикистана, из которых официальный статус беженца получил лишь один человек.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.