Олимпиада и туризм на Кавказе: импульс к развитию или углубление конфликтов? (краткое содержание доклада и рекомендации)

Для того, чтобы провести зимнюю Олимпиаду в черноморском курортном городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года, Россия задействовала огромные финансовые и репутационные ресурсы. Текущая оценка совокупных расходов - приблизительно 51 миллиард долларов США - не учитывает общенациональную операцию по обеспечению безопасности Игр и их защите от нападений жизнеспособного и безжалостного вооруженного джихадистского движения. Череда взрывов, в том числе два декабрьских теракта в городе Волгоград на юге страны, продемонстрировала, что северокавказские боевики-исламисты намерены наносить удары там, где им удобно, в разных частях страны, пытаясь таким образом омрачить Игры и бросить вызов президенту Владимиру Путину, который пообещал сделать все возможное, чтобы пребывание на Олимпиаде «было безопасным и доставило […] удовольствие и приятные воспоминания».

Во избежание ухудшения ситуации на раздираемом конфликтами Северном Кавказе в результате мер по обеспечению безопасности в Сочи и по реализации амбициозного проекта по развитию туризма в регионе, который будет развернут после Олимпиады, местные жители должны получить гарантии того, что осуществление планов по развитию будет для них выгодным, и они не станут жертвами неуемных аппетитов местных элит и нарушений, аналогичных тем, которые, по сообщениям, сопровождали Игры. Не менее важно гарантировать безопасность в долгосрочной перспективе, а не просто репрессивный режим по поддержанию безопасности.

Для предотвращения атак на Олимпиаду, которая пройдет всего в нескольких сотнях километров от самого активного вооруженного конфликта в Европе, правительство превратило Сочи в наглухо закрытую, тщательно охраняемую зону. Там сосредоточены десятки тысяч солдат, полицейских и сотрудников спецподразделений; работают беспилотники и продвинутые системы кибернаблюдения; введен особый режим безопасности.

Еще до взрывов в Волгограде, которые продемонстрировали, что если террористы выберут цель за пределами Сочи, будет невозможно обеспечить безопасность на просторах России с ее девятью часовыми поясами, хозяева Олимпиады столкнулись со многими другими проблемами. Возведение олимпийских объектов сопровождалось серьезным отставанием от графика, заявлениями о коррупции и некомпетентности, нарушениями прав местных жителей и рабочих, выселениями без компенсаций и вторжением в уникальные экосистемы края. Одна из крупных этнических групп региона - черкесы - резко критиковала выбор Сочи в качестве столицы Игр, утверждая, что на этом месте в XIX веке Россия совершила военные преступления против их народа. По мере приближения церемонии открытия Олимпиады Москва пытается улучшить свой имидж в области прав человека. Для этого на свободу, среди прочих, отпущены Михаил Ходорковский - бывший миллиардер и политический оппонент Путина, проведший 10 лет в тюрьме, две участницы панк-группы Pussy Riot и 30 активистов Greenpeace.

Почти незамеченным осталось то, что Игры станут своеобразным открытием амбициозного, дорогостоящего и рискованного проекта по развитию туризма на всем Северном Кавказе, включая районы, где активно идут операции по борьбе с вооруженным подпольем. Цель компании «Курорты Северного Кавказа» - создать 10 крупных курортов, в том числе в Дагестане и Чечне, которые в последние годы особенно сильно пострадали от конфликта и насилия. Проект планирует привлекать 3,5 миллиона туристов в год и создать не менее 160 тысяч рабочих мест; предполагается, что его стоимость составит как минимум 15 миллиардов долларов.

Подготовка к зимним Олимпийским играм уже обернулась жесткими силовыми мерами по обеспечению безопасности на Северном Кавказе, которые скорее приведут к усложнению ситуации в регионе, чем к ее умиротворению. Так, в Дагестане попытки адаптации боевиков и диалога с умеренными салафитами сменились волной репрессий против мусульман-фундаменталистов. Аналогичные действия были приняты в Ингушетии. Меры безопасности усилены и в других местах.

Эти шаги, возможно, позволят временно подавить активность северокавказского вооруженного подполья, но не решат стоящих за ней проблем. Региону нужен прочный мир, а не новые массированные операции силовых структур. В конечном итоге, здесь требуется комплексное урегулирование конфликта, однако сейчас правительство выбрало курс, который сводится к политике неизбирательных жестких силовых мер, направленных на продолжение борьбы с террористами «до полного их уничтожения», как сказал президент Путин в своем новогоднем обращении в канун 2014 года.

РЕКОМЕНДАЦИИ .

Для усиления безопасности и улучшения репутации Олимпиады в Сочи .

Властям Краснодарского края: .

1. Отреагировать на жалобы местных жителей, чьи дома пострадали в результате олимпийского строительства, обеспечить выплату им справедливых компенсаций.

2. Расследовать все жалобы на нарушения прав, поданные трудовыми мигрантами.

3. На практике реализовать программу «ноль отходов»; привлечь местных активистов-экологов к разработке концепции устойчивого развития Сочи, включая меры по восстановлению экосистемы реки Мзымта; обеспечить соблюдение Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» применительно к шапсугам.

4. Прекратить гонения на активистов-экологов, черкесских активистов и критически настроенных журналистов.

Для улучшения ситуации в сфере безопасности на Северном Кавказе во время и после Олимпиады .

Национальному антитеррористическому комитету и Следственному комитету Российской Федерации: .

5. Прекратить нарушения прав человека и кампании давления на умеренные фундаменталистские общины в регионе, особенно в Дагестане; продолжить прикладывать усилия по их интеграции в социально-экономическую жизнь; способствовать возобновлению диалога между лидерами суфиев и салафитов, адаптации бывших боевиков.

6. Пресекать все попытки применения принципа коллективной ответственности за преступления, связанные с деятельностью вооруженного подполья, и наказывать за них.

Для успешной реализации проекта «Курорты Северного Кавказа» .

Правительству Российской Федерации: .

7. Провести всестороннюю независимую оценку целесообразности проекта «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и связанных с ним рисков в сфере безопасности.

8. Приложить все усилия по улучшению ситуации с безопасностью в Ингушетии и Кабардино-Балкарии одновременно с началом реализации проекта КСК в этих республиках.

9. Запустить проект КСК в Чечне и Дагестане только после того, как ситуация в сфере безопасности в этих республиках будет значительно улучшена и будут приняты неотложные меры для обеспечения принципа верховенства права и соблюдения прав человека.

10. Работать над улучшением межэтнических отношений в России и, в частности, над изменением негативного имиджа Северного Кавказа, в том числе посредством кампаний в СМИ.

Компании «Курорты Северного Кавказа»: .

11. Обеспечить добровольное согласие местных общин на строительство курортов и одобрение ими проекта; урегулировать все земельные споры до его запуска.

12. Институционально закрепить роль местных общин в принятии решений и приложить все усилия к тому, чтобы они располагали полной информацией, а их мнение учитывалось при строительстве курортов.

13. Гарантировать права собственности и условия имущественных договоров при строительстве; обеспечить неизменно бережное и этичное отношение к окружающей среде при ведении хозяйственной деятельности.

14. В трудоустройстве отдавать приоритет местным жителям при наборе персонала, как во время строительства, так и после запуска курортов.

15. Выделить альтернативные земли и предоставить юридические гарантии животноводам в тех районах, где проект КСК вторгается в границы их пастбищ.

16. Пересмотреть систему налогообложения новых особых экономических зон (ОЭЗ), чтобы обеспечить заметное пополнение местных и республиканских бюджетов.

17. Осуществлять строгий антикоррупционный контроль, чтобы реализация проектов не подпитывала насилие.

Москва/Брюссель, 30 января 2014 г. .

Too Far, Too Fast: Sochi, Tourism and Conflict in the Caucasus

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.