Россия: Насколько эффективны продуктовые санкции как инструмент внешней политики?

Кремль считает, что и пряником можно воспользоваться в качестве кнута, если это отвечает геополитическим интересам правительства.

Запрет на импорт иностранных продуктов прочно закрепился в качестве популярного орудия во внешнеполитическом арсенале России. Последним примером его применения является эмбарго на турецкие фрукты и овощи. В последние годы Москва пользовалась этим инструментом в отношении целого ряда соседних государств, стараясь заставить их следовать приказам Кремля. Например, в опалу попадали грузинские и молдавские вина, польские яблоки, литовская молочная продукция и украинские сладости. Но анализ результатов продуктовых войн РФ заставляет усомниться в эффективности этого метода продвижения внешнеполитических задач Москвы.

Похоже, что новогодние праздники будут для россиян последней возможностью насладиться ароматными турецкими мандаринами и томатами. По указанию Путина, с 1 января будет введен запрет на импорт турецких продуктов, что, как считают в Кремле, нанесет аграрному сектору Турции ущерб на сумму $800 млн.

Москва настаивает, что Анкара «сама заварила эту кашу», сбив в конце ноября российский военный самолет. Официальные лица РФ призвали граждан с патриотизмом подходить к выбору продуктов питания. «Каждый купленный … турецкий помидор - это вклад в очередную ракету, которая будет стрелять по нашим ребятам», - заявил помощник председателя правительства России Геннадий Онищенко, которого считают архитектором (в бытность главой Роспотребнадзора) применяемых Кремлем методов продуктовой войны.

Эмбарго, возможно, нанесет Турции ущерб, но российские потребители также заплатят высокую цену. Турция является основным поставщиком овощей в Россию, а помидоры, как выяснилось, являются наиболее часто ввозимым в Россию овощем (свыше 550 тыс тонн в 2014 году, по данным Министерства сельского хозяйства США). В этом году, по данным российских таможенников, Россия импортировала порядка 300 тыс тонн турецких помидоров.

Запрет на импорт турецкой плодоовощной продукции ведет к росту цен на российских рынках. Пока неясно, насколько он разгонит инфляцию, но вполне может оказаться, что финансовый ущерб для российских потребителей окажется не меньшим, чем для турецких экспортеров.

Рост цен на продукты питания и без того уже стал серьезной проблемой в России. По подсчетам Министерства сельского хозяйства США, в феврале 2015 года - по причине обесценивания рубля и развязанных Кремлем продуктовых войн - фрукты и овощи в РФ подорожали на 43% по сравнению с февралем 2014 года.

Если даже забыть на минуту о росте цен, довольно сложно будет даже просто найти альтернативных поставщиков определенных продуктов питания, включая фрукты, овощи и молочную продукцию, по большей части из-за того, что Россия ведет продуктовые войны с целым рядом соседних государств.

Например, одним из новогодних желаний Кремля является сесть на «безукраинскую диету». В прошлом году РФ уже отказалась от ряда украинских товаров, а с января запрет будет введен в отношении всех продуктов из Украины, что обойдется украинской стороне примерно в $600 млн.

Российско-украинские продуктовые войны начались еще до Евромайдановской революции, в результате которой в начале 2014 года в Киеве был смещен пророссийский президент, Россия отобрала Крым, а на востоке Украины разгорелся сепаратистский конфликт. В июле 2013 года было введено эмбарго на кондитерскую продукцию концерна «Рошен», принадлежащего президенту Украины Петру Порошенко. В марте 2014 года, после Евромайдановской революции, была закрыта фабрика «Рошен» в России, якобы по причине тяжбы относительно авторских прав. Но мало кто в Украине сомневается в том, что данный шаг Кремля был политически мотивирован. Летом того же года РФ запретила ввоз украинской молочной продукции. Украина входила в пятерку крупнейших экспортеров этой продукции в Россию, обеспечивая, к примеру, 11% российского рынка сыров.

Продуктовые баталии с Украиной были, как оказалось, лишь предтечей войны континентальных масштабов: после введения Западом экономических санкций в отношении России за аннексию Крыма Москва ввела эмбарго на ряд продуктов питания из западных страны, в частности, молочную продукцию из Евросоюза. Кремль превратил данный шаг в публичное шоу со сжиганием и раздавливанием бульдозерами европейских сыров, фруктов и мясной продукции. Российские газеты пестрили заголовками вроде «Горят костры из камамбера» или «Немецкий сыр в огне».

Истоки тенденции «палить» по сельскохозяйственным секторам других стран восходят к введенному в 2006 году эмбарго в отношении грузинских вин. Хотя сначала данный шаг Кремля нанес экономике Грузии значительный ущерб, в долгосрочной перспективе, по мнению экспертов, он принес пользу грузинским виноделам, заставив их модернизировать производство и искать новые рынки сбыта.

Россия также запретила ввоз вина и другой сельскохозяйственной продукции из Молдовы, что многими рассматривается в качестве мести за усилия Кишинева по сближению с ЕС.

Как показал пример эмбарго против грузинских вин, политика Кремля дает сомнительные результаты. Гнев России ощутили на себе многие ее соседи, но мало что указывает на то, что хоть один из них в результате начал просить пощады или выполнять веления Москвы. В среднесрочной и долгосрочной перспективе самыми большими жертвами подобной политики могут стать именно российские потребители.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.