Норвегия/Россия: не подвергать опасности просителей убежища

Норвегия должна отказаться от ускоренной процедуры возвращения просителей убежища в Россию – практики, базирующейся на предположении, что Россия является безопасной страной для высылаемых, заявила Хьюман Райтс Вотч. В ходе намеченной на 3 февраля 2016 г. встречи представителей компетентных ведомств России и Норвегии планируется решить вопрос о том, какие мигранты и соискатели убежища (если таковые имеются) могут быть немедленно возвращены Норвегией в Россию.

Число мигрантов, которых депортировали из Норвегии в Россию или которым было отказано во въезде в страну осенью 2015 г., составило несколько сотен человек.

С начала 2016 г. было выслано 13 ищущих убежища лиц. За ними могут последовать десятки других, которых Норвегия планирует выслать, хотя со гарантий со стороны российских властей не предоставлялось гарантий, что отправленным обратно на территорию России будут обеспечены слушания по их заявлениям о предоставлении убежища и объективное рассмотрение их дел.

«Управление Верховного комиссара ООН по беженцам и Норвежский Центр по информации о странах происхождения отмечали недостатки в российской системе предоставления убежища, которые препятствуют справедливой и эффективной оценке заявлений людей на предоставление убежища, - говорит Таня Локшина, программный директор Хьюман Райтс Вотч по России. - Норвегия не должна возвращать соискателей убежища в Россию, не рассмотрев предварительно их заявления в индивидуальном порядке».

Осенью 2015 г. более 5500 мигрантов и соискателей убежища пересекли российско-норвежскую границу на велосипедах, воспользовавшись особенностями российских пограничных норм, запрещающих пересечение границы в этом месте пешком, но не упоминающих о велосипедах. Среди прибывших в Норвегию таким путем – люди из Сирии, Афганистана, Ирака, Йемена и других стран, охваченных войной и поставляющих беженцев. Некоторые из них (в том числе двое граждан Йемена, с которыми беседовали представители Хьюман Райтс Вотч и которые были высланы обратно в Россию 19 января 2016 г.) до перехода границы с Норвегией, где собирались подать прошение о предоставлении убежища, провели в России всего одну-две недели.

В ответ на наплыв беженцев Норвегия приняла ограничительные поправки к Закону об иммиграции, которые вступили в силу 20 ноября 2015 г. Если предыдущая редакция закона позволяла Норвегии отказывать в рассмотрении заявления о предоставлении убежища только при условии, что до появления в Норвегии заявитель «находился в стране или месте ... где могло быть рассмотрено заявление иностранного гражданина на убежище», то в новой версии закона от этого требования отказались. Данное изменение позволяет Норвегии возвращать просителей убежища в Россию независимо от того, будет ли Россия рассматривать их заявления о предоставлении убежища.

Согласно отчету, опубликованному Норвежским Центром по информации о странах происхождения, Landinfo, российская процедура предоставления убежища полна изъянов и нарушений. По поводу этой процедуры выразило озабоченность Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в заявлении которого говорится: «Норвегия ошибается, рассматривая Россию в качестве безопасной страны для людей, нуждающихся в защите». В октябре Европейский суд по правам человека признал, что Россия, приняв решение о депортации трех сирийских граждан обратно в Сирию, подвергнув их бессрочному задержанию и препятствуя в осуществлении ими права на подачу личного прошения об убежище, нарушила европейскую конвенцию по правам человека.

Двoe гражданин Йемена сообщили Хьюман Райтс Вотч, что их вернули в Россию вечером 19 января 2016 г., всего за несколько часов до того, как истек срок действия их российских виз. Это фактически противоречит заверениям норвежских властей, что в Россию без рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища в Норвегии будут возвращать только тех, у кого есть «действительная виза и право проживания в России».

Любое соглашение между Россией и Норвегией, достигнутое после встречи 3 февраля, должно учитывать обязательства обеих стран по обеспечению защиты прав соискателей убежища, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

В соответствии с международными стандартами по правам беженцев, ищущих убежища можно возвращать в третью страну только при условии, что эта страна способна и готова обеспечить просителю убежища эффективную защиту. Это означает, что страна должна соблюдать принцип невысылки, согласно которому: запрещено возвращение лиц в страну, где им угрожают преследования или причинение вреда; должны быть гарантированы достойные условия приема и доступ к справедливым процедурам обращения за убежищем; должны соблюдаться основные права беженцев в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года, такие как доступ к образованию для детей.

Для выполнения своих обязательств по этому принципу, Норвегия должна отменить принятую в ноябре поправку к Закону об иммиграции 2008 г., а также гарантировать, что заявление о предоставлении убежища от просителя убежища будет рассмотрено - и рассмотрено объективно - до возвращения в Россию.

Российские власти также должны обеспечить гарантии того, что они будут основательно и объективно рассматривать прошения о защите, поданные любым человеком, подпадающим под процедуру возвращения на территорию России, что они обеспечат достойные условия на время рассмотрения прошения и полное соблюдение прав, предусмотренных Конвенцией о статусе беженцев, и что Россия будет соблюдать прозрачность в процессе выполнения этих гарантий.

«И Россия и Норвегия должны усовершентсвовать свои процедуры предоставления убежища, чтобы гарантировать условия, при которых людям, ищущим защиту от преследований, предоставляется реальная возможность такую защиту получить, - говорит Локшина. - В противном случае, обе страны прямо нарушают свои обязательства в рамках международного права».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.