Узбекистан: дополнительные 5 лет тюрьмы для активиста

Власти Узбекистана должны немедленно и безоговорочно освободить правозащитника Азама Фармонова, срок заключения которого был произвольно продлен еще на пять лет, заявила Хьюман Райтс Вотч.

О произвольном продлении срока тюремного заключения Фармонову, якобы за «нарушение внутреннего тюремного распорядка», стало известно 21 мая 2015 г., незадолго до ожидаемой даты его освобождения. ЕС и Комитет ООН против пыток ранее призывали к освобождению Фармонова, и упорный отказ Ташкента выполнить данный призыв - это пример вопиющего пренебрежения своими международными обязательствами в области прав человека, заявила Хьюман Райтс Вотч.

«Азам Фармонов уже потерял девять лет жизни только за то, что защищал права человека в Узбекистане», - сказал Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. «Жестокое добавление пяти лет к приговору является еще одним знаком того, что правительство Узбекистана должно быть привлечено к ответственности за свой ужасающий послужной список в области прав человека».

Фармонов, 36-летний отец двух детей, был председателем Общества прав человека Узбекистана в Гулистане, Сырдарьинской области. Он защищал права фермеров и людей с ограниченными возможностями, в том числе представляя их в суде в качестве общественного защитника. Он был арестован 29 апреля 2006 года, вместе с другим правозащитником Алишером Караматовым, по сфабрикованным обвинениям в вымогательстве и был приговорен к девяти годам лишения свободы после признания выбитого под пытками и судебного процесса, омраченного серьезными процессуальными нарушениями.

29 апреля 2015 г. истекал срок заключения Фармонова. Но 6 апреля власти перевели его из тюрьмы Жаслык (в более чем 800-стах километров от Ташкента) в штрафной изолятор в городе Нукус за неопределенные «нарушения внутреннего тюремного распорядка» - практика, которую власти Узбекистана, как правило, используют для того чтобы продлить тюремные сроки заключенным по политически мотивированным обвинениям.

21 мая жене Фармонова Озоде Якубовой - дочери видного правозащитника Толиба Якубова, в данный момент находящегося во Франции - позвонил по телефону бывший заключенный следственного изолятора в Нукусе с информацией о том, что областной суд продлил Фармонову срок на пять лет за предполагаемое нарушение тюремного распорядка, и что он был переведен обратно в тюрьму Жаслык. Якубова не была уведомлена о дате суда, решавшего вопрос о продлении наказания, и ни она, ни какие-либо независимые наблюдатели не имели возможности присутствовать на суде.

Хьюман Райтс Вотч располагает обширной документацией практики произвольного продления тюремных сроков политическим заключенным. Соответствующие шаги часто предпринимаются за несколько дней до даты освобождения на фиктивных основаниях, таких как наличие «несанкционированных» кусачек для ногтей, произнесение молитв, или ношение белой рубашки, результатом которых могут оказаться годы дополнительного лишения свободы.

Семья Фармонова также сообщила о получении записки от Фармонова, написанной на туалетной бумаге, в которой он обращается к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну с просьбой поднять, непосредственно с президентом Исламом Каримовым и высокопоставленными должностными лицами в правительстве Узбекистана, вопрос о несправедливом обращении с ним. «У узников [Жаслыка] нет права на апелляцию - написал Фармонов. - Тюрьма позволяет любому чиновнику обвинить любого заключенного в неподчинении тюремным правилам и поместить в изолятор».

Визит Пан Ги Муна в Узбекистан запланирован с 9 по 11 июня, ему необходимо призвать президента Каримова к соблюдению международных обязательств Узбекистана в области прав человека и освобождению всех заключенных по политически мотивированным обвинениям, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

Недавно Хьюман Райтс Вотч и другие организации призвали членов Совета ООН по правам человека, в том числе государства ЕС, создать должность Специального докладчика ООН по вопросу ужасающей ситуации с правами человека в Узбекистане. Мандат Специального докладчика будет уделять особое внимание продолжающемуся тюремному заключению правозащитников, журналистов и других мирных активистов.

Фармонов сообщил, что в первые годы заключения его часто подвергали пыткам, включая случай в январе 2008 года, когда температура воздуха падала до примерно -20 градусов по Цельсию, его, раздетого до нижнего белья и прикованного наручниками, держали в неотапливаемом карцере в течение 23 дней.

ЕС, Комитет ООН против пыток и другие организации ранее уже призывали к освобождению Фармонова. В январе 2011 года на встрече с Каримовым в Брюсселе президент Еврокомиссии на тот момент Жозе Мануэль Баррозу в официальном заявлении поднял конкретные проблемы в области прав человека, в том числе несправедливое тюремное заключение Фармонова и жестокое обращение с ним.

В 2014 году в ходе Диалога по правам человека с Узбекистаном, ЕС выразил обеспокоенность практикой произвольного продления тюремных сроков. Тем не менее, заявление ЕС от 18 мая по итогам заседания Совета сотрудничества «Узбекистан-ЕС» гласит: «ЕС приветствует готовность Узбекистана ко все более открытому обсуждению прав человека в ходе Диалога по правам человека».

«Продление несправедливого приговора для правозащитника, а не пустая риторика официальных лиц, является настоящим показателем готовности правительства Узбекистана улучшить ситуацию с правами человека», - сказал Свердлов. «Этот глубоко несправедливый шаг должен вызвать соответствующую жесткую реакцию со стороны ЕС и других ключевых партнеров Узбекистана».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.