В ООН призвали власти Испании прекратить сегрегацию школьников-инвалидов

Власти Испании нарушили право ребенка с ограниченными возможностями на инклюзивное образование. Об этом заявили члены одного из комитетов ООН по правам человека, призывая Мадрид не допускать сегрегации учеников-инвалидов, как в специальных, так и в обычных школах.

В 2017 году в Комитет ООН по правам инвалидов поступила жалоба о нарушении права Рубена - ребенка с синдромом Дауна из Испании. В ООН обратились сам ребенок и его отец. Они сообщили, что, несмотря на возражения родителей, испанские власти отправили Рубена в центр специального образования. По утверждениям мальчика, он неоднократно подвергался жестокому обращению и издевательствам со стороны своего учителя в обычной школе и не получал необходимой поддержки.

Члены Комитета, рассматривая досье о праве на инклюзивное образование, пришли к выводу, что Испания не приняла во внимание конкретные потребности ребенка и не предприняла всех необходимых мер, которые могли бы позволить Рубену остаться в системе общего образования.

«Судя по всему, власти [Испании] не провели тщательную оценку потребностей мальчика в образовании и возможных мер, которые требовалось принять с тем, чтобы он смог продолжить обучение в обычной школе», - заявил один из 18 независимых членов комитета Маркус Шефер.

Комитет призвал Испанию добиться того, чтобы Рубен, который в настоящее время находится в частном центре специального образования для учащихся с особыми потребностями, смог вернуться в обычную школу. Комитет потребовал выплатить ребенку компенсацию и провести независимое расследование его утверждений о жестоком обращении.

Правозащитники ООН рекомендовали Испании пересмотреть национальную стратегию обеспечения образования для людей с ограниченными возможностями - в частности, не допускать сегрегации инвалидов, как в специальных школах, так и в специализированных отделениях общеобразовательных школ, а также не преследовать в суде родителей за то, что они отстаивают право своих детей на инклюзивное образование.

Согласно пресс-релизу Управления ООН по правам человека, Рубен учился в обычной школе в городе Леон на северо-западе Испании. При поддержке помощника по специальному образованию у него были хорошие отношения со своими одноклассниками и учителями до 2009 года, когда в возрасте 10 лет он поступил в четвертый класс. Ситуация ухудшилась, поскольку, как утверждал мальчик, он подвергался жестокому обращению со стороны своего учителя. В пятом классе состояние Рубена не улучшилось. Его новый классный руководитель не считал, что мальчику нужен помощник. С большим трудом родители мальчика все же добились предоставления помощника, но к этому времени Рубен уже начал испытывать трудности в учебе и в социальном общении. В школе назвали поведение Рубена «разрушительным». Педагоги сочли, что «психотические вспышки» мальчика мешают другим детям нормально учиться. В школе не предпринимали попыток оказать Рубену необходимую помощь.

В июне 2011 года в провинциальном управлении образования было принято решение о переводе мальчика в центр специального обучения, несмотря на возражения его родителей, которые не смогли добиться справедливого решения в суде и были вынуждены обратиться в ООН.

Конвенция по правам инвалидов призвана защитить интересы сотен миллионов лиц с ограниченными возможностями. Документ содержит 50 статей, содержащих перечень мер, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности и т.д. Конвенция не закрепляет новых прав инвалидов. Она указывает пути реализации уже существующих общепризнанных прав человека.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.