Равенство полов в Казахстане в теории, но не на практике

Несмотря на относительно прогрессивное законодательство, женщины по-прежнему оказываются не у дел.

Зульфия замужем 15 лет, она домохозяйка, воспитывающая детей.

«В последнее время мой муж начал бить меня, - рассказала она в беседе с IWPR. - Это случается часто. У нас четверо детей, а у меня нет работы. Что я могу сделать? Я должна с этим мириться. Мои родители давно умерли и мне некуда идти».

По словам Зульфии, когда она хотела подать на мужа жалобу в полицию за особо жестокие побои, ее родственники ее всегда отговаривали.

«Я никогда не знала, что существуют общественные организации, куда я могла бы обратиться, - говорит она. - Лишь недавно в первый раз меня проконсультировал юрист. В кризисном центре мне сказали, что мне не следовало терпеть такое поведение мужа. Даже если он [муж] сильнее меня, это не значит, что он может доминировать надо мной и бить меня», - говорит Зульфия.

Эксперты по правам женщин отмечают, что, несмотря на лучшее законодательство о гендерном равенстве в Центральной Азии, в Казахстане сохраняются консервативные социальные установки традиционного общества, где доминируют мужчины, а это означает, что многие проблемы так и остаются нерешенными.

На бумаге положение с правами женщин в Казахстане выглядит хорошо. Государство обеспечивает необходимые пособия по беременности и родам. Если женщина трудоустроена, она имеет право на неоплачиваемый трехлетний отпуск, одноразовую выплату по беременности и родам и ежемесячное пособие, которое выплачивается вплоть до достижения ребенком одного года.

По статистике, женщины чаще мужчин продолжают учёбу после завершения университетов в целях получения степени доктора наук и магистра, но мужчины быстрее строят профессиональную карьеру. Женщины составляют 49 процентов от экономически активного населения и 55 процентов от общего количества государственных служащих. В то же время, подавляющее большинство высших должностей в политике и бизнесе занимают мужчины, в то время как большинство женщин трудится на низкооплачиваемых, типично женских или бесперспективных работах.

В среднем, женщины зарабатывают половину дохода мужчин, а данные Всемирного экономического форума дают понять, что женщинам платят меньше за равноценный с мужчинами труд.

Пожелавший остаться неизвестным участник кампании по вопросам продвижения гендерного равенства сказал, что Казахстанские законы в сфере регулирования гендерного равенства на деле так и не были введены в практику.

«Несмотря на то, что важность гендерного равенства признается высшим руководством страны, на практике эта политика оспаривается глубоко укоренившимся нежеланием предпринимать реальные действия со стороны тех, кто обязан внедрять эти государственные программы и стратегии, большинством из которых являются мужчины», - говорит активист.

Домашнее насилие является одним из ключевых вопросов. По данным официальной статистики в Казахстане случаи домашнего насилия происходят в каждой четвертой семье, а также в семье происходит треть всех убийств.

По словам Хадичи Абишевой, руководителя некоммерческой организации «Сана Сезим», особенно уязвимы к насилию в семье сельские женщины, которые зачастую считают, что они просто должны с этим мириться. По ее словам, нередки случаи, когда женщин избивают в качестве наказания за то, как они приготовили еду или убрали дом.

По проведенным оценкам, 40 процентов жертв не сообщают в полицию о фактах домашнего насилия и зачастую не знают о том, какие у них есть права в таких ситуациях.

Принятый в 2011 году закон о домашнем насилии предусматривает серию штрафов за данное правонарушение, но специалисты говорят, что этого недостаточно, учитывая, что преступники часто игнорируют судебные приказы. Встречались даже случаи, когда жертвы сами были вынуждены платить штрафы.

В настоящее время Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике, созданная при президенте Нурсултане Назарбаеве, продвигает меру наказания в виде лишения свободы за домашнее насилие.

Помимо вышесказанного, женщины часто сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте. Несмотря на то, что мужчины и женщины имеют равный доступ к образованию, ситуация сильно меняется, когда они трудоустраиваются.

Чаще всего женщины занимают руководящие позиции либо в некоммерческих организациях, либо в малом бизнесе.

К примеру, несмотря на то, что 55 процентов государственных служащих в Казахстане - женщины, только трое из них занимают руководящие должности в высших эшелонах власти, одной из которых является дочь президента Дарига Назарбаева, назначенная в сентябре заместителем премьер-министра. Тамара Дуйсенова возглавляет министерство здравоохранения и социального развития, а Жанар Айтжанова руководит недавно созданным министерством по делам экономической интеграции Республики Казахстан.

Одной из сфер, где можно существенно улучшить ситуацию, является финансовый сектор.

Умут Шаяхметова является председателем третьего по величине банка Казахстана - Народного банка. До этого она занимала ряд высоких должностей в банковской сфере страны.

Шаяхметова стала одной из шести женщин, внесенных в список 100 самых влиятельных людей в Казахстане, составленный по данным онлайн-опроса, проведенного агентством «Vласть».

«Сегодня в банковском секторе Казахстана среди руководителей и исполнительных директоров много женщин», - говорит Раушан Сарсембаева, глава Ассоциации деловых женщин Казахстана.

Гульмира Давлетова, работающая в одном из банков Алматы, рассказала IWPR о том, что в финансовом мире страны восприятие женщин меняется, и, к примеру, в их компании соблюдается хороший гендерный баланс.

«Я работаю в банковском секторе более 15 лет. Начинала в качестве финансового консультанта и тогда, десять лет назад, было трудно представить, что женщина может занимать высокий пост в финансовом учреждении. Теперь, как мне кажется, существует всеобщее понимание, что женщины могут нести такого рода ответственность», - говорит она.

Казахстан является принимающей страной для большого количества трудовых мигрантов из других государств Центральной Азии, а женщины из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана являются особенно уязвимыми к трудовой эксплуатации.

Ежегодно на горячую линию НПО «Сана Сезим» поступает более 3000 звонков, большинство из которых получено от женщин-мигрантов в возрасте от 21 до 49 лет. «Если они находятся в стране нелегально, то они в еще большей опасности», - говорит Хадича Абишева.

«Женщины-мигранты рискуют оказаться без документов удостоверяющих личность, которые могут быть у них изъяты, их лишают пищи и возможности связываться с членами их семей, их держат в неволе и эксплуатируют сексуально и физически», - сказала она.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.