Таджикистан: Культура взяточничества захватила и детей

Несколько необычных коррупционных дел в Таджикистане продемонстрировали, что у детей сформировалось очень нелестное представление о функционировании правительства. Несовершеннолетние граждане стали выдавать себя за официальных лиц - включая члена семьи авторитарного президента страны - с целью вымогательства взяток или услуг.

Данные случаи показывают, как в Таджикистане приобретаются влияние и услуги. Они также, видимо, подтверждают российский афоризм, часто звучащий в Таджикистане - бедной стране, где президент, тем не менее, построил себе целый ряд роскошных дворцов - в качестве объяснения формируемой сверху культуры морального разложения: «Рыба гниет с головы».

В мае этого года душанбинского десятиклассника задержали за то, что он, выдавая себя за 16-летнего сына президента Эмомали Рахмона, получил взятку в размере $50 тыс.

Хушдил Курбонов, одноклассник Сомона Эмомали в престижной международной школе в Душанбе, и его двоюродный брат выкинули этот номер в августе прошлого года, получив $50 тыс у человека в обмен на обещание выдать ему 0,3 гектара земли, а затем приказав местному чиновнику передать этому человеку документы на землю.

Критики правительства и обычные граждане приводят данный инцидент в качестве примера того, как делаются дела в Таджикистане, где упоминание связи с семьей президента или другого высокопоставленного чиновника открывает любые двери. Страна расположилась на 152 месте в списке из 175 стран в последнем Индексе восприятия коррупции, подготовленном международной организацией Transparency International.

Данный инцидент - не единственный недавний случай вымогательства денег несовершеннолетними, выдававшими себя за чиновников.

17-летний гражданин Умеджон Абдурахмонов из района Рудаки неподалеку от Душанбе был в апреле арестован милицией по обвинению в мошенничестве. Позже он официально признался в эфире государственного телеканала, что позвонил главе одного из районов Душанбе и, назвавшись помощником вице-премьера Азима Иброхима, приказал ему выдать его 80-летней бабушке 500 сомони (на тот момент около $100).

Ранее Абдурахмонов позвонил новой жене своего отца и, представившись представителем Верховного суда, пригрозил заведением уголовного дела, если отец не заплатит алименты. В телевизионной передаче сообщили, что Абдурахмонов и его мать получили деньги на следующий день. После его публичного признания Абдурахмонова отпустили.

Естественно, такими проделками занимаются не только несовершеннолетние. Например, Достон Сабзаев, отсидев срок за убийство, начал названивать чиновникам и, выдавая себя за их начальство, давать разные указания: выдать паспорт его жене, 1 тыс сомони племяннику, продукты матери. По сообщению новостного агентства «Азия-Плюс», чиновники все выполнили.

В случае с Курбоновым, получившим $50 тыс у несостоявшегося инвестора в недвижимость, дело закрыли после того, как мальчик извинился и вернул деньги, сообщил EurasiaNet.org Олимджон Назарзода, представитель Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией (которое возглавляет другой сын президента, Рустам Эмомали).

По закону чиновники могут выдавать деньги или передавать собственность лишь после получения указаний в письменном виде. Однако, судя по всему, все происходит по-другому.

По словам Абдугани Мамадазимова из Национальной ассоциации политологов, данные случаи подчеркивают, что «повсеместная коррупция» в Таджикистане превратилась в «угрозу для национальной безопасности».

Мамадазимов утверждает, что многие таджикистанцы оставили попытки жить по закону, устав от бюрократических процедур, как будто специально придуманных, чтобы максимально осложнить взаимоотношения с властями. При такой системе неформальные денежные подношения часто являются единственным способом заставить чиновника хоть пальцем пошевелить. «В такой атмосфере упоминание высокопоставленного политика срабатывает, как пароль».

В редакционной статье в критикующей власти Интернет-газете «Фараж» данная тенденция была названа «ужасом для нашей страны». Автор статьи, Джамила Мирбозхонова, сетует, что чиновники «готовы ответить на телефонные звонки, сложа руки на грудь, всем, кто представит себя племянником, зятем, золовкой, приёмным сыном или отцом, другом, земляком, одноклассником, однокурсником, односельчанином, парикмахером, поваром, водителем … президента».

Чиновники же утверждают, что подобные случаи - это, скорее, исключение.

Сайфулло Сафаров, советник президента и заместитель главы Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, обвинил обманутых чиновников в нарушении процессуальных норм и подчеркнул, что указания правительства по телефону не даются. «Эти чиновники не проявляют бдительности. Нам тоже звонил и давал приказы какой-то помощник президента. Но я ему сразу сказал, что эти указания должны передаваться мне в письменном виде, - объяснил он. - Высокопоставленные чиновники так не поступают [не дают указаний по телефону], т.к. знают, что это незаконно».

Тем не менее, вышеупомянутые случаи заставили людей в этой самой бедной из бывших советских республик задуматься о будущем страны.

«Вы только подумайте, 16-летний мальчик требует $50 тыс. У кого он такому научился?» - вопрошает 30-летний душанбинец Рахмон Бердыев.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.