Таджикистан: Освободить человека, критикующего власть

Власти Таджикистана должны немедленно освободить критика власти и известного предпринимателя Абубакра Азизходжаева, который с февраля 2016 г. содержится под стражей по политически мотивированным обвинениям и подвергается недозволенному обращению, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч.

Азизходжаева задержали после его публичных и частных заявлений о коррумпированных бизнес-практиках зятя президента Эмомали Рахмона. Власти Таджикистана должны провести оперативное и эффективное расследование по факту недозволенного обращения с Азизходжаевым и привлечь к ответственности всех должностных лиц, вина которых будет установлена, считает международная правозащитная организация.

«Задержание и недозволенное обращение с человеком за одну лишь критику в адрес зятя президента недопустимы в стране, правительство которой декларирует уважение прав человека и соблюдение законности, - говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. – Азизходжаева нужно освободить, а всех тех, кто измывался над ним – наказать».

Азизходжаев был задержан милицией у себя дома в Душанбе 26 февраля и доставлен в здание госбезопасности на допрос. Поначалу ему было сказано, что он проходит свидетелем, однако вскоре ему предъявили обвинение по статье 189 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды). 4 марта его перевели в душанбинский СИЗО № 1, где он содержится по настоящее время.

Азизходжаеву принадлежит полиграфическая фирма «Дурнамо» в Душанбе, которая, среди прочего, занималась изготовлением регистрационных номеров автомобилей. Ранее у него был контракт с правительством, однако в 2009 г. чиновники сообщили Азизходжаеву, что он проиграл государственный тендер компании «Фароз», совладельцем которой на тот момент был президентский зять Шамсулло Сохибов, несмотря на то, что у нее не было никакого опыта в производстве автомобильных номеров. .

Потеря госконтракта стала тяжелым ударом по бизнесу Азизходжаева. Впоследствии, когда компания «Фароз» оказалась неспособной обеспечить производство номеров, чиновники предложили предпринимателю заняться этим на временной основе. Азизходжаев отказался. Вскоре из производственных помещений «Дурнамо» было похищено все дорогостоящее полиграфическое оборудование, которое в итоге неким образом оказалось у компании «Фароз». Когда Азизходжаев сообщил об этом властям, ему было сказано, что «ничего нельзя сделать», поскольку Сохибов – зять президента Рахмона.

Чтобы заставить власти вернуть оборудование, Азизходжаев написал «Открытое письмо Президенту», в котором изложил все факты. Письмо впоследствии неоднократно перепечатывалось в газетах, известных своей независимой редакционной политикой.

Азизходжаев также в социальных сетях и по электронной почте контактировал с журналистами, оппозиционными активистами и другими, заявляя о непотизме и коррупции во власти.

Как сообщил родственникам адвокат Азизходжаева, именно его заявления о коррупции и легли в основу возбужденного против него дела о «возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды». Помимо его публичных заявлений о коррупции, власти не указали каких-либо деяний, которые могли бы послужить основанием для такого обвинения.

Родственники рассказали Хьюман Райтс Вотч, что с момента задержания Азизходжаева доступ к нему крайне ограничен. По их словам, администрация СИЗО принимает передачи с продуктами и одеждой, но до Азизходжаева они не доходят. Друзья и родные, которым были разрешены свидания в первые недели мая сообщили, что видели у него ожоги на теле. Другие, кто видел Азизходжаева на второй неделе мая, говорят, что он прихрамывает. Сам Азизходжаев заявил родственникам, что он был избит персоналом СИЗО.

За последний год в Таджикистане отправили за решетку множество людей, позволявших себе мирную критику власти, в том числе оппозиционных активистов, адвокатов и журналистов, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

«То, что власти бросают человека в тюрьму за критику определенного лица – это уже само по себе очень плохо, - говорит Стив Свердлов. – А уж заслуживающие доверия сведения о том, что его еще и избили, тем более требуют немедленного реагирования».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.