В Китае процветают пытки и получение признательных показаний под принуждением

Китайская система уголовного правосудия всё ещё в значительной степени зависит от признательных показаниях, полученных под принуждением, под пытками или другими видами жестокого обращения, а адвокатам, которые упорно подают жалобы о нарушениях, часто угрожают, их преследуют или даже самих задерживают и пытают, говорится в опубликованном сегодня новом докладе Amnesty International.

Доклад «Конца не видно» рассказывает о том, как реформы уголовного судопроизводства, названные китайским правительством достижениями в области прав человека, в реальности не привели к изменениям в укоренившейся практике пыток подозреваемых для получения признательных показаний. Попытки адвокатов защиты подавать или расследовать заявления о пытках по-прежнему систематически пресекаются полицией, прокурорами и судами.

«В системе, где даже адвокаты могут в конечном итоге подвергнуться пыткам в полиции, есть ли хоть какая-нибудь надежда у обычных обвиняемых?» - отметил Патрик Пун, исследователь по Китаю в Amnesty International.

«Мягкие меры по изменению судебной системы, которая не является независимой, где полиция остаётся всемогущей, а суд ничего не делает, когда попираются права обвиняемых, никак не смогут обуздать пытки и другие виды жестокого обращения в Китае. Если правительство всерьёз намеревается улучшить ситуацию с правами человека, оно должно начать привлекать к ответу правоохранительные органы, когда они совершают злоупотребления».

Адвокаты со всего Китая рассказывали Amnesty International о том, что они сталкивались с местью, когда оспаривали действия правоохранительных органов. Адвокаты указывали на фундаментальные недостатки в судебной системе, которые позволяют сотрудникам полиции, прокурорам и другим представителям властей обходить новые правовые гарантии, призванные не допустить того, чтобы признательные показания, полученные под принуждением, приводили к неправосудным приговорам. По оценкам китайских юристов, менее 20% обвиняемых по уголовным делам имеют законного представителя.

«Кажется, правительство больше озабочено возможным неловким положением, в котором оно может оказаться из-за противоправным осуждений, чем обузданием пыток в местах заключения», - подчеркнул Патрик Пун.

«Для полиции получить признательные показания - это до сих пор самый лёгкий путь добиться осуждения. Пока адвокатам не позволят работать без страха перед репрессиями, пытки будут распространены в Китае по-прежнему».

В докладе приводятся документальные доказательства применения пыток и других видов жестокого обращения во время предварительного заключения, в том числе избиения полицейскими или другими задержанными с ведома или по приказу сотрудников полиции. Среди упоминаемых способов пыток есть железные смирительные кресла, тигриные скамьи (ноги человека крепко привязываются к скамье, а под ступни последовательно подкладываются кирпичи, из-за чего ноги выгибаться в обратную сторону), а также лишения сна на длительные периоды и отказ в достаточном количестве еды и воды.

В связи с тем, что на следующей неделе экспертный комитет ООН против пыток будет в Женеве внимательно изучать ситуацию с пытками в Китае, правительство заявило, что власти «всегда поощряли и поддерживали адвокатов в исполнении ими своих обязанностей», и отвергло обвинения в «преследованиях».

Тан Цзитянь, бывший прокурор и адвокат из Пекина, рассказал Amnesty International, что в марте 2014 года его пытали сотрудники местных правоохранительных органов, когда он и три других адвоката расследовали предполагаемое применение пыток в секретном центре содержания под стражей, известном как «чёрная тюрьма» в Цзяньсаньцзяне на северо-востоке Китая.

«Меня привязали ремнями к железному стулу, били по лицу, по ногам и с такой силой били по голове пластиковой бутылкой с водой, что я терял сознание», - рассказал он.

После на голову Тан Цзитянь надели мешок, руки сковали наручниками за спиной и подвесили за запястья, а полицейские начали его избивать.

Юй Вэньшэн, адвокат из Пекина, был арестован 13 октября 2014 года и содержался под стражей в полиции 99 дней. Он рассказал Amnesty International, что его допрашивали примерно 200 раз, 10 сотрудников госбезапасности допрашивали его каждый день в три смены. Его запястья были скованы за спиной, а наручники нарочно застёгнуты слишком туго.

«Мои руки распухли и мне было так больно, что не хотелось жить. Полицейские часто дергали за наручники, и я кричал», - рассказывает он.

Так выглядит “скамья тигра” - вид пыток в Китае, при которых жертву привязывают к скамье, постепенно подкладывая кирпичи под ноги

__

Тайные задержания и пытки

Юристы рассказали Amnesty International, что получение признательных показаний с помощью пыток по-прежнему постоянно используют во время предварительного заключения, особенно в политических делах, в таких где фигурируют диссиденты, представители этнических меньшинств или люди, занимающиеся религиозной деятельностью.

В докладе показано, что за последние два года власти стали чаще пользоваться новой формой содержания под стражей в изоляции, называющееся «проживанием в специально отведённом месте под наблюдением», которое было легализовано в законодательстве в 2013 году, когда вступили в силу поправки к китайскому уголовно-процессуальному кодексу.

В рамках этой системы люди, подозреваемые в терроризме, взяточничестве в особо крупных размерах или преступлениях против государственной безопасности могут содержаться вне официальной пенитенциарной системы в неизвестном месте вплоть до 6 месяцев без контакта с внешним миром, где задержанному с высокой вероятностью угрожают пытки и другие виды жестокого обращения.

Двенадцать адвокатов и активистов, схваченных во время последних репрессий против правозащитников и юристов, в настоящий момент содержатся в «специально отведённом месте под наблюдением» по обвинениям в преступлениях против государственной безопасности. Amnesty International считает, что всем им угрожают пытки и другие виды жестокого обращения и призывает правительство Китая отпустить их на свободу и снять с них все обвинения.

Сопротивление реформе

Несмотря на несколько этапов реформы, начиная с 2010 года, определение пытки, содержащееся в китайском законодательстве, по-прежнему неадекватно и противоречит международному праву. Китайское законодательство до сих пор запрещает только конкретные пытки, такие как «использование насилия для получения свидетельских показаний» конкретными сотрудниками правоохранительных органов, другие же исполнители могут обвиняться лишь в качестве сообщников. Психологические пытки напрямую не запрещены китайским законодательством, как того требует международное право.

Большинство адвокатов, у которых брали интервью для этого доклада, назвали отсутствие независимости у судов и исключительную власть государственных силовых ведомств одним из основных препятствий при подаче жалоб на пытки. Местные политические и юридические комитеты, состоящие из местных представителей компартии, обладают значительным влиянием на исход политически чувствительных судебных дел. Когда комитет хочет, чтобы был вынесен обвинительный приговор, суд игнорирует жалобы на пытки, а их исполнители редко привлекаются к ответственности.

Адвокаты, которые общались с Amnesty International, осудили невозможность сделать так, чтобы заявления о пытках были рассмотрены судом, получить оригинальные материалы расследований, проведённых государственными обвинителями, не говоря уж о материалах независимых органов, или сделать так, чтобы полученные под принуждением признательные показания были исключены как доказательства из судебного процесса.

«Местные чиновники и полиция по-прежнему тайно управляют китайской системой уголовного правосудия. Несмотря на отчаянную борьбу адвокатов, многие заявления о пытках просто игнорируются ради политической целесообразности». - заявил Патрик Пун.

«Полиция обладает неограниченной властью, в результате чего меры по пресечению пыток не приводят к необходимому результату».

Пытки и незаконные «доказательства»

Стремясь разобраться в том, как суды в Китае рассматривают заявления о получении «признательных показаний» под пытками после введения реформ, нацеленных на исключение полученных с помощью пыток доказательств, Amnesty International просмотрела сотни судебных материалов, доступных в онлайн базе данных Китайского Верховного народного суда.

Из 590 дел, в рамках которых были сделаны заявления о пытках, лишь в 16 случаях полученные под принуждением признательные показания были исключены и в одном случае это привело к вынесению оправдательного приговора, а остальные закончились осуждением обвиняемых на основании других доказательств. Это небольшое число дел, в которых доказательства, полученные под пытками, были исключены из судебного процесса, соответствует заявлениям адвокатов о том, что полученные под принуждением признания по-прежнему представляются в суде в качестве доказательств и что незаконно полученные доказательства не исключаются судьями.

По международному и внутреннему китайскому законодательству бремя доказывания того, что улики получены законным путём, лежит на прокурорах. Однако, на практике суды обыкновенно отклоняют заявления о пытках, если их не может доказать обвиняемый.

В докладе представлен также ряд подробных рекомендаций. В частности, для того чтобы покончить с применением пыток и других видов жестокого обращения в китайской системе уголовного правосудия Amnesty International призывает правительство Китая:

• Обеспечить возможность адвокатам и активистам выполнять свою работу без притеснений, запугиваний, произвольных ограничений и страха перед задержаниями, пытками и другими видами жестокого обращения или уголовным преследованием.

• Гарантировать, что никакие показания, полученные под пытками или другими видами жестокого обращения, не используются в качестве доказательств на судебных процессах

• Привести законодательство Китая, теоретически и практически, в соответствие нормами международного права о полным запрете на пытки и другие виды жестокого обращения.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.