Последнее обновление: Вторник, 06 октября 2020, 18:05 GMT

Новый закон Польши о слежке - это серьёзный удар по правам человека

Издатель Международная Амнистия (Amnesty International)
Дата публикации 2 февраля 2016
Цитировать как Международная Амнистия (Amnesty International), Новый закон Польши о слежке - это серьёзный удар по правам человека, 2 февраля 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/56b0a9c34.html [последняя дата доступа 20 октября 2020]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Новый закон, регулирующий полномочия по ведению слежки полицией и другими ведомствами в Польше, серьёзно подорвёт право на неприкосновенность частной жизни в стране. Этот закон, который может вступить в силу в ближайшие дни, был принят несмотря на активное сопротивление гражданского общества и экспертов после ускоренного процесса обсуждения, в ходе которого в проект закона были внесены лишь незначительные изменения.

Целью нового закона якобы является реализацией на практике решения Конституционного суда от июля 2014 года, касающегося полномочий органов безопасности по ведению слежки, но, на самом деле, закон расширяет эти полномочия и вступает в противоречие с международными обязательствами Польши в области прав человека.

Меры, предусмотренные будущим законом, расширят доступ к телекоммуникациям и другим цифровым данным и допускают более высокий уровень слежки со стороны полиции и других ведомств. В нём также содержится недостаточно указаний на то, в каких условиях эти полномочия могут использоваться.

Основные недостатки этого закона:

• Он позволяет применение интрузивных мер слежки и расширяет сферу применения так называемых «методов скрытого наблюдения» на основании неопределенных условий и точно не определённого списка преступлений.

• Он позволяет применение инструментов для проведения слежки, перехватывающих «данные в режиме он-лайн», которые собирают и анализируют персональную информацию пользователей интернета, без обязательства подавать заявку на каждый конкретный случай сбора данных.

• В законе отсутствует требование о получении предварительного разрешения от судьи или другого независимого органа для сбора телекоммуникационных данных или данных из интернета.

• В законе отсутствуют гарантии защиты информации, на которую распространяются требования по соблюдению профессиональной конфиденциальности, такой как адвокатская тайна или конфиденциальность журналистских источников.

• Будет крайне трудно, если не невозможно, узнать проводится ли слежка незаконно или они стали жертвами злоупотреблений полномочиями по ведению слежки, поскольку в проекте не содержится обязательства уведомлять лица, за которыми ведётся слежка, о завершении этой слежки.

Положения нового закона идут вразрез с международными и региональными обязательствами Польши в области прав человека. В деле «Захаров против Российской Федерации» Большая палата (Европейского суда по правам человека) особо отметила, что для соблюдения прав человека важно, чтобы слежка была основана на индивидуализированном обоснованном подозрении в правонарушении, чтобы в законе определялся масштаб тайных мер по слежению, чтобы слежка санкционировалась и контролировалась судебным либо другим независимым органом и чтобы в законах содержалось требование об уведомлении, чтобы люди, подвергающиеся незаконной слежке, могли использовать средства правовой защиты. Подобные правовые гарантии в новом законе, судя по всему, отсутствуют.

Новый закон о слежке в Польше поставит под угрозу право на неприкосновенность частной жизни, а также и другие права человека, осуществление которых зависит от права на неприкосновенность частной жизни. Незаконная слежка подрывает право на свободу выражения мнений, что потенциально ведёт к самоцензуре и ограничивает право искать и распространять всякого рода информацию независимо от государственных границ.

История вопроса

За несколько месяцев, прошедших после победы на парламентских выборах партии «Закона и Справедливости» в октябре 2015 года, польское правительство приняло несколько спорных законов, которые подверглись жёсткой критики со стороны гражданского общества, экспертов и Европейской комиссии.

В декабре 2015 года поправки к закону о Конституционном трибунале помимо прочего ограничили возможность Конституционного суда выносить решения о конституционности недавно принятых законов, поскольку теперь для этого необходимо две трети голосов, а не простое большинство. Также был введён «период ожидания» для дел, представленных на рассмотрение суда.

В декабре был принят ещё и «небольшой закон о СМИ», который подчинил общественное телерадиовещание правительству, а не независимому органу, и позволяет правительству назначать и увольнять членов наблюдательного совета и правления каналов общественного теле- и радиовещания, что вызвало критику, в том числе и со стороны Уполномоченного по правам человека Совета Европы, который выразил обеспокоенность в связи с возможными угрозами политического вмешательства для независимости СМИ.

Тринадцатого января Европейская комиссия (ЕК) объявила о начале структурированного диалога в рамках механизма обеспечения верховенства права, который был создан в феврале 2014 года ЕС для рассмотрения и предотвращения системных угроз верховенству права в любой из 28 стран-участниц ЕС.

Искать на Refworld

Страны