Россия отказывается признавать убийство гражданских лиц в Сирии

Российские авиаудары в Сирии привели к гибели сотен мирных жителей и масштабным разрушениям в жилых районах. Авиаудары наносились по жилым домам, мечети и людному рынку, а также по медицинским учреждениям, что может свидетельствовать о нарушениях международного гуманитарного права, говорится в опубликованном сегодня брифинге Amnesty International.

В брифинге «Гражданские объекты не повреждены: разоблачение заявлений России об её атаках в Сирии» рассказывается о той высокой цене, которую заплатили мирные жители за предположительно российские авиаудары по всей стране. Доклад посвящён шести авиаударам, нанесённым в Хомсе, Идлебе и Алеппо с сентября по ноябрь 2015 года, в результате которых погибло как минимум 200 мирных жителей и около десятка боевиков. В брифинге приводятся доказательства того, что российские власти возможно лгали, чтобы скрыть ущерб нанесённый мечети во время одного из авиаударов и полевому госпиталю во время другого. Также приводятся свидетельства дающие основания предполагать использование Россией международно запрещённых кассетных боеприпасов и неуправляемых авиабомб в густонаселённых жилых районах.

«Некоторые российские авиаудары, по-видимому, были прямо направлены на мирных жителей или гражданские объекты поскольку наносились по жилым районам без явных военных целей и даже по медицинским учреждениям, что привело к гибели и травмам мирных жителей. Подобные нападения могут быть приравнены к военным преступлениям», - заявил Мартин Лютер, директор программ Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«Необходимо провести независимое и беспристрастное расследование предполагаемых нарушений».

Российские власти заявляли, что из вооружённые силы наносят удары лишь по «террористическим» целям. После одних атак, в ответ на сообщения о гибели мирных жителей они отрицали то, что убили гражданских лиц, после других они просто хранили молчание.

Amnesty International взяла взяла интервью у очевидцев и переживших эти атаки, а также изучила видеоматериалы и фотографии, на которых видны последствия этих атак, опираясь на анализ экспертов по вооружениям. Атаки были идентифицированы как предположительно российские авиаудары путём сопоставления подробных данных о каждой атаки с заявлениями российского министерства обороны, объявившего о поражении «террористических» целей, или благодаря информации о характере атак из свидетельств очевидцев.

Проведённое организацией исследование этих ударов показало, что в непосредственной близости от мест, по которым были нанесены удары, не было военных целей или боевиков. Это даёт основание полагать, что эти атаки возможно нарушили международное гуманитарное право и могут, в определённых обстоятельствах, приравниваться к военным преступлениям.

Во ходе одной из самых смертоносных атак, зафиксированных в брифинге, три ракеты были выпущены по людному рынку в центре города Эриха, в провинции Идлеб, и убили 49 мирных жителей. Очевидцы рассказали, как переполненный воскресный рынок за несколько секунд превратился в кровавую бойню.

«Всего пара секунд и закричали люди, в воздухе запахло гарью и вокруг воцарился хаос. Рядом находилась начальная школа и оттуда выбегали насмерть перепуганные дети - везде вокруг валялись тела, изуродованные и обезглавленные», - рассказал Мохаммед Краби аль-Газал, местный медиа-активист.

Он видел, как одна женщина сидела и плакала рядом с 40 лежавшими в ряд телами. Она потеряла мужа и троих детей. «Её дети были буквально в мешках. Я до сих пор не могу забыть этого», - добавил он.

Во время другой предположительно российской атаки, 15 октября в Аль-Ганту, в провинции Хомс, были убиты как минимум 46 гражданских лиц, включая 32 детей и 11 женщин, которые прятались в подвале жилого дома. На видеозаписи, сделанной после атаки, не видно никаких признаков военного присутствия. Эксперты по вооружениям, которые проанализировали изображения с места атаки, утверждают, что характер повреждений указывает на возможное использование боеприпасов объёмного взрыва (также известных как «вакуумные бомбы»), типа оружия крайне неизбирательного действия особенно при применении вблизи от гражданских лиц. В результате другой атаки, когда 7 октября предположительно российская крылатая ракета морского базирования попала в жилые дома в Дарат Изза, в провинции Алеппо, было убито пять мирных жителей и десятки домов разрушены.

«Это очень отличалось от других авиаударов, землю встряхнуло как при землетрясении, а таких ужасных разрушения я ещё не видел. В одном доме были убиты мать и её двое детей, а в другом молодая пара. Эта пара поженилась примерно за неделю до атаки», - рассказал один очевидец, который подтвердил, что удар был нанесён по жилому району, а рядом не находилось военных баз каких-либо вооружённых группировок.

Предполагаемые российские авиаудары также наносились и по больницам. Медицинские учреждения обладают особой защитой по международному гуманитарному праву и нападение на них может приравниваться к военному преступлению. Очевидец удара, нанесённого всего в нескольких метрах от полевого госпиталя «Сермин» в Идлебе, сказал, что эта атака по-видимому была проведена с помощью более современным самолётом, поскольку они его не видели или не слышали, пока не упали ракеты.

Реакция российских властей на атаку на мечеть Омара Бин аль-Хаттаба в центре Джисра аль-Шугхур, в провинции Идлеб, 1 октября вызвала серьёзные вопросы по поводу тактики, которую они готовы использовать для подрыва критики своих операций. После того как появились сообщения и снимки разрушенной мечети, российские власти назвали это «уткой» и показали спутниковые снимки для того, чтобы продемонстрировать, что она не повреждена. Однако, мечеть на снимках отличалась от той, которая была уничтожена ударом.

Демонстрируя спутниковые снимки неповреждённой мечети и заявляя, что это показывает, что разрушена была не эта, а совсем другая, российские власти, кажется, использовали уловку для того, чтобы избежать упрёков и предотвратить критику своих действий в Сирии. Подобное поведение не добавляет уверенности в том, что они готовы добросовестно расследовать сообщения о нарушениях. Российское министерство обороны должно действовать более открыто и обнародовать информацию о целях своих атак с тем, чтобы облегчить оценку того, насколько оно соблюдает свои обязательства по международному гуманитарному праву», - отметил Филип Лютер.

После того как 24 ноября российский самолёт был сбит турецкими ВВС, российское министерство обороны обнародует ещё меньше информации по поводу своих действий в Сирии, чем до того.

Amnesty International также собрала свидетельства, в том числе фотографии и видеоматериалы, позволяющие говорить о том, что российские войска использовали неуправляемые авиабомбы в густонаселённых гражданских районах, а также запрещённые на международном уровне смертельные кассетные боеприпасы.

Кассетные боеприпасы являются оружием неизбирательным по своей сути, которое нельзя использовать ни в каких обстоятельствах. Каждая кассетная бомба разбрасывает десятки небольших бомб по области размером с футбольное поле. Из-за высокого процента осечек они годами после сброса представляют постоянную угрозу для гражданского населения. Неоднократное применение неуправляемых авиабомб в близи от густонаселённых гражданских районов нарушает запрет на неизбирательные нападения.

«Россия должна остановить неизбирательные и другие незаконные атаки. Они должны прекратить использовать кассетные боеприпасы и сбрасывать неуправляемые авиабомбы на жилые районы», - подчеркнул Филип Лютер.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.