Обвинительные приговоры в Нальчике являются судебной ошибкой

И обвинительные приговоры, и суровые наказания, вынесенные 57 подсудимым, обвиняемым в участии в вооружённом нападении на Нальчик в 2005-м году являются огромной судебной ошибкой, заявила сегодня Amnesty International. Подсудимые девять лет находились в предварительном заключении в ужасающих условиях, а их признания были получены под пытками и приняты судом в качестве доказательств.

Пятеро подсудимых приговорены к пожизненному заключению, а остальные получили тюремные сроки от четырёх до 23 лет.

“Это хрестоматийный случай преступного отказа в правосудии - власти открыто отказались расследовать сообщения о пытках, несмотря на неопровержимые доказательства, а подсудимые провели девять лет в предварительном заключении, и всё это в нарушение международного права”, - заявил Сергей Никитин, директор российского представительства Amnesty International. - “Этот судебный процесс вообще не должен был продолжиться, пока не были полностью и эффективно расследованы заявления о пытках”.

Один из подсудимых, бывший заключённый Гуантанамо Расул Кудаев, был без предъявления обвинений освобождён из американской тюрьмы в 2004 году и вернулся в Россию. Он был арестован у себя дома 23 октября 2005 года по подозрению в участии в нападении. По словам его родственников, во время ареста его избили. Он - один из тех, кто получили пожизненные тюремные сроки.

Существуют явные доказательства того, что его избивали и он подвергался жестокому обращению, в том числе фотографии его изуродованного лица, покрытого гематомами, сделанные в начале его заключения. Amnesty International все эти годы выступала за проведение расследования по этому делу, но российские власти решили проигнорировать все доказательства.

Во время судебного разбирательства его защита предоставила суду многочисленные свидетельские показания, подтверждающие, что он не мог участвовать в нападении. Те, кто сначала дали показания против него, пытались отказаться от них в суде и жаловались, что их заставили дать ложные показания.

Адвокаты Кудаева на протяжении всего расследования и судебного процесса подвергались преследованиям, а некоторых из них вынудили бросить его дело. Один из адвокатов получил смс с угрозами физической расправы от анонимного отправителя, а в декабре 2011 года он получил серьёзные травмы во время подозрительной автомобильной аварии с участием полиции.

“Дело Кудаева - это наглядный пример несправедливого судебного разбирательства, которому в данном деле были подвергнуты подсудимые. Оно демонстрирует прискорбное состояние российской системы уголовного правосудия и безнаказанность сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в совершении серьёзных нарушений прав человека”, - подчеркнул Сергей Никитин.

Как сообщается, Кудаев страдает хроническими заболеваниями сердца и печени. Он с трудом ходит из-за пули, застрявшей в позвоночнике, после того как в него стреляли при задержании в Афганистане, и страдает гипертонией, начавшейся во время заключения в Гуантанамо.

“Власти систематически игнорировали необходимость предоставить надлежащую медицинскую помощь Кудаеву и всем остальным заключённым, которые в ней нуждались. Amnesty International неоднократно выражала властям свою обеспокоенность по этому поводу, но власти оставили это без внимания “, - отметил Сергей Никитин.

“Российские власти использовали все возможные средства для того, чтобы лишить подсудимых правосудия в этом знаковом деле. Также создаётся впечатление, что они откладывали оглашение приговора до предрождественских дней, стараясь избежать пристального внимания к нему. Это дело действительно демонстрирует катастрофическое состояние российской системы уголовного правосудия, которая идёт в разрез с российским и международным правом”, добавил Сергей Никитин.

Cправка

Во время нападения членов вооружённых формирований на Нальчик 13 октября 2005 года погибло 12 мирных жителей, 35 сотрудников правоохранительных органов и 95 нападавших.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.