Узбекистан: ни прозрачности, ни законности, ни свободы. Вместо выборов – маскарад

29 марта в Узбекистане, четвертый раз после обретения страной независимости, пройдут президентские выборы. FIDH выражает глубокую озабоченность в связи с отсутствием в ходе предвыборной кампании прозрачности, законности и основных свобод.

По итогам всех предыдущих выборов - в 1991-ом, 2000-ом и 2007-ом гг. - действующий Президент Узбекистана Ислам Каримов избирался на пост главы государства с подавляющим большинством голосов. Нет ни тени сомнения в том, что и на этот раз победа достанется Исламу Каримову несмотря на тот факт, что само выдвижение его кандидатуры нарушает Конституцию, ограничивающую время пребывания на посту президента двумя полными сроками подряд. FIDH призывает власти Узбекистана соблюдать свои обязательства в отношении прав человека и воздержаться от подавления голосов оппозиции.

« В Узбекистане необходимо прекратить проводить политику систематических угроз, преследования и запугивания организаций гражданского общества. Власти обязаны гарантировать уважение к верховенству закона и надлежащему государственному управлению, равно как и к соблюдению основных прав и свобод, включая право на свободные справедливые выборы и разнообразие политического ландшафта », - заявил Карим Лахиджи, президент FIDH.

Ни один из трех кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру на пост президента, не является серьезным конкурентом Каримову. Следует отметить, что для участия в кампании не был зарегистрирован ни один независимый кандидат. Коалиция активистов гражданского общества, включая правозащитную ассоциацию "Клуб пламенных cердец", встревожана непрозрачностью проводимой предвыборной кампании, создала виртуальную избирательную комиссию по проведению альтернативных - свободных и справедливых - президентских выборов. Однако сайт комиссии подвергся хакерской атаке и был вынужден прекратить работу. Атака на инициативу гражданского общества провести настоящие демократические выборы раскрывает уровень репрессий в Узбекистане. FIDH призывеат Узбекистан уважать свои международные обязательства в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Вопреки принятым стандартам свободных и справедливых выборов, законодательство Узбекистана чинит препятствия для регистрации независимых политиков. Только официально зарегистрированные политические партии вправе выдвигать кандидатов в президенты. Независимые голоса не могут сформировать политические партии, а ограничения регистрации кандидатов ущемляют гражданские права жителей страны.

FIDH выражает глубокую озабоченность в связи с массовыми злоупотреблениями и нарушениями прав человека в стране. Режим жестко управляет жизнью общества, подавляя любую критику, которая обличает нарушения прав человека, в частности: принудительный труд и использование рабского труда детей на хлопковых полях, принудительная стерилизация женщин, отсутствие независимых средств массовой информации и политического участия населения в жизни страны, произвольные задержания и пытки. На протяжении 25-ти лет правления президента Каримова в стране за решеткой находятся тысячи политических заключенных. По мнению правозащитного центра «Мемориал» - ведущей правозащитной организации в России - их число превышает 10 000 тысяч, а узбекские правозащитные организации считают, что в стране свыше 12 000 человек находятся в заключении по политически мотивированным обвинениям. Точное число заключенных установить невозможно в связи с отсутствием достоверной информации о задержаниях и проводимыми государством репрессиями, которые не позволяют правозащитным организациям осуществлять какой-либо мониторинг или расследовать сообщения о пытках и бесчеловечном обращении в тюрьмах.

В феврале 2015 года, в ходе объявленной в конце 2014 года амнистии, были освобождены свыше 50 000 заключенных. Однако по амнистии на свободу вышли только те, кто, якобы, был осужден за правонарушения, «не представляющие угрозу обществу». Эта формулировка исключила применение амнистии к политическим заключенным и критикам режима. Более того, в заключении томятся правозащитники, уже отбывшие сроки заключения, в частности, это Насим Исаков и Зафар Рахимов. Господа Исаков и Рахимов, активисты Общества прав человека Узбекистана, были арестованы по сфабрикованным обвинениям, судебный процесс проходил с нарушениями надлежащей правовой процедуры и сопровождался сообщениями о пытках и нарушениях правил обращения с арестованными. FIDH обращает внимание на тот факт, что почти ничего не известно о ситуации, в которой находятся эти политзаключенные, включая их состояние здоровья, условия содержания и сроки выходы на свободы.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.