Пытаясь разобраться в Панкисском ущелье Грузии

Журналисты наслушались историй о бойцах, отправившихся в Сирию. Теперь они получили возможность побывать в месте, которое считается очагом радикального ислама. Когда в апреле этого года двое подростков из Панкиссикого ущелья выехали из страны, чтобы примкнуть к боевикам Исламского государства в Сирии, грузинские СМИ бросились освещать эту историю. Но лишь несколько журналистов посмотрели поверх газетных заголовко для того, чтобы выяснить, что же на самом деле происходит в этой части их страны. Большинство из граждан Грузии, о которых известно, что они уехали в Сирию, являются выходцами из Панкисского ущелья, расположенного в горах Кавказа на северо-востоке от столицы Тбилиси. С учетом того, что здесь проживают мусульмане, имеющие тесные связи с Чечней, кажется, что об этой теме легко писать. Но в качестве источника добровольцев для Исламского государства, эта маленькая община меркнет по сравнению со странами западной Европы и Центральной Азии, из которых туда едет больше людей. Неудивительно, что у местных жителей иногда возникает ощущение, что они стали козлами отпущения в этой глобальной проблеме. «Я не говорю СМИ то, о чем я думаю, – сказала IWPR жительница Панкиси. – Я не хочу, чтобы чей-то непрофессиональный подход стал причиной конфликта внутри общины». Для содействияболее сбалансированному освещению, которое представляет собой завершенную картину ситуации, грузинский офис IWPR повез группу журналистов в Панкиси, чтобы они пообщались со старейшинами и другими жителями ущелья. Восемь журналистов работают на различные СМИ, в том числе Democracy & Freedom Watch, сайт Humanrights.ge, телеканал Studio Re и информационное агентство InterPressNews. В Панкисском ущелье, в основном, проживают кистинцы – мусульманское этническое меньшинство, насчитывающее чуть более 8 000 человек и имеющее общие корни с чеченцами из Северного Кавказа. Тут же проживают и чеченцы, которые бежали сюда из-за конфликтов в 90-х и начала 2000-х. До 1000 из них приняли гражданство Грузии. Восемь журналистов, участвовавших в поездке IWPR, прежде чем посетить мечети и пообщаться с местными жителями, остановились в Дуиси – главном поселении Панскисского ущелья, для встречи с членами местного совета старейшин и совета женщин-старейшин, а также сотрудниками Фонда регионального развития в Кахети. «Для меня это было действительно интересно и информативно. Я больше заинтересовалась этим вопросом и в ближайшем будущем планирую посетить Панкиси», – сказала позднее IWPR журналист Humanrights.ge Натиа Гоголашвили. В общинном центре Дуиси мальчики играли на улице в настольный теннис, а девочки в боковой комнате занимались изготовлением поделок из войлока. Некоторые подростки сидели на балконе. В самом центре IWPR провел групповую дискуссию о мусульманской радикализации среди местной молодежи. Выступающие выразили обеспокоенность в связи с тем, что все больше и больше людей склоняются к консервативной интерпретации вероисповедная вместо менее догматической практики, которая является традиционной для этой местности. Несмотря на то, что в общинном центре уже не играет музыка, он по возможности остается местом собраний. Молодые люди и девушки, которые придерживаются консервативных взглядов, не станут слушать музыку и тем более танцевать и поэтому не принимают участия в культурных мероприятиях. Участники встречи связали темпы радикализации с мощной пропагандой в интернете. Они сошлись во мнении, что определенную роль играют и вербовщики внутри общины. «Ведь если люди продолжают уезжать, значит, кто-то этим занимается, – сказала IWPR беженка из Чечни, и член совета женщин-старейшин Зарина Цациева. – Просто никто не решается говорить об этом вслух». Некоторое время назад полиция Грузии задержала четырех человек в связи с преступлениями, связанными с терроризмом. Один из них уроженец села из Панкиси обвиняется в том, что вербовал людей для Исламского государства при помощи социальных СМИ, других сайтов и религиозной литературы. Трое других купили билеты в Турцию, и они подозреваются в намерении вступить в Исламское государство в Сирии. Точных данных о том, сколько граждан Грузии отправилось для участия в боевых действиях в Сирии нет, по некоторым подсчетам это число достигает 200. По словам одного из участников дискуссии, очень много граждан Грузии едут на заработки в Турцию, и оставшиеся в Панкиси их семьи зачастую не знают, что дети уехали в Сирию до тех пор, пока не получают сообщения о том, что они были там убиты. Члены совета старейшин считают, что в Сирии уже были убиты, по меньшей мере, 12 уроженцев Панкиси. Для некоторых участников, организованной IWPR дискуссии, очевидным было одно решение – лучшее обучение исламу. «На уроках религии детям должны давать правильную трактовку, – сказала член женского совета-старейшин. – Мы должны продолжать объяснить мирные аспекты религии». Британский журналист и консультант по борьбе с терроризмом Оник Джеймс Крикорян, который работает в Тбилиси, принял участие в дискуссии и заявил, что он воспользуется визитом в Панкиси в качестве примера, когда будет говорить о пропаганде и СМИ на предстоящей венской конференции ОБСЕ по противодействию терроризму. «Дискуссия была открытой и затрагивала вопросы, которые зачастую игнорируются. Было интересно наблюдать, – написал он в Twitter. – Стоит отметить, что, несмотря на проблемы с радикализацией, вероятно такие же, как в Великобритании, это спокойное место». После поездки, участвовавшие в ней журналисты подготовили материалы о Панкиси и мусульманской радикализации Панкиси. Инга Попавите написала для Democracy & Freedom Watch о спросе на уроки по традиционному исламу, Натиа Гоголашвили написала статью для Humanrights.ge на грузинском (и английском) о чеченских беженцах и оттоке молодых людей в Сирию. IWPR опубликовала свою статью под авторством Тинатин Жваниа и Гиорги Купатадзе – Предотвратить влияние Исламского Государства на Грузию.

Хэзер Яндт

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.