В тюрьме, под стражей и в условиях неопределенности: права мигрантов в Болгарии привлекли пристальное внимание

Когда на его город, сразу за пределами Мосула в Ираке, начали падать бомбы, Сулейман* знал, что ему и его семье нужно бежать. Сулейман и его семья являются представителями езидов - общины, которая подвергается гонениям со стороны так называемой террористической группы Исламское государство, пришедшей в этот регион.

Семья Сулеймана пыталась бежать в Германию дважды, первый раз продав все, что у них было, и заняв деньги. Во время первой попытки они добрались до Болгарии, где их поймали пересекающими границу страны, что является уголовным преступлением. Их депортировали обратно в Ирак.

Во второй раз семья Сулеймана смогла пересечь Болгарию до границы с Сербией. Но когда они начали двигаться через границу, чтобы попасть в Сербию, их арестовали. Членов семьи разлучили, и в течение двух месяцев он не видел свою жену и двоих детей. Сначала Сулеймана отправили в центр содержания под стражей для мигрантов в Свиленграде на востоке Болгарии, а затем - в тюрьму.

Сулейман рассказывает свою историю, сидя в свободной комнате для посетителей в Центральной тюрьме Софии. Сейчас июль 2016 года, и он провел здесь уже десять месяцев. Как лицо, которое незаконно пересекало границу более одного раза, он отбывает 13-месячный уголовный срок заключения и содержится вместе с контрабандистами, перевозившими наркотики, и с лицами, попытавшимися совершить убийство. Будучи езидским фермером, он говорит, что встревожен и обескуражен этими условиями.

"Я ужасно себя чувствую из-за того, что меня разлучили с семьей таким способом", - говорит он. "И когда все это кончится, что мне делать? У меня нет документов, они все у моей жены. Если я попытаюсь переместиться, меня могут снова поймать и отправить в тюрьму. Что я могу сделать?" Он осматривается и вздыхает. "Я просто хочу вернуться к своим детям".

Жена и дети Сулеймана смогли добраться до Германии.

Судьба и будущее Сулеймана и таких же, как он, вызвали обеспокоенность Управления ООН по правам человека. Согласно статистике, представленной болгарским правительством, 123 человека отбывали тюремный срок за "незаконное пересечение границы" в 2015 году, и большинство сроков составляли примерно один год.

В ходе недавнего визита в Болгарию сотрудники ООН по правам человека выразили обеспокоенность продолжающейся криминализацией попыток мигрантов незаконно приехать в страну или покинуть ее. Ввиду этого Верховный комиссар ООН по правам человека назвал такое положение "несправедливой ловушкой-22".

"Эти люди сейчас сидят в тюрьме и не представляют, что произойдет с ними дальше", - говорит советник ООН по правам человека Клод Кан, который принял участие в миссии. "Мы встретились с людьми, которые пережили ужасную травму у себя на родине, принесли огромные жертвы для того, чтобы попытаться найти лучшую жизнь - или хоть какую-то жизнь - для себя и своих детей, и теперь оказались за решеткой в ситуации крайней неопределенности - часто паникующие и обозленные - относительно того, что произойдет с ними дальше. Они не получают никакой помощи в поисках пути достойного возвращения в общество. Это серьезная проблема с самых разных точек зрения... и, прежде всего, с точки зрения нашей приверженности обеспечению человеческого достоинства".

Это уже второй раз, когда Управление проводит миссию в Болгарии, чтобы изучить положение в области прав мигрантов и беженцев. Она проходит в рамках серии визитов в страны, расположенные вдоль балканского сухопутного маршрута мигрантов и беженцев, пересекающих Европу. Визит в Болгарию стал возможностью увидеть, выполняются ли рекомендации, полученные после первого визита в ноябре 2015 года.

Группа отметила некоторый прогресс, в том числе уменьшение сроков содержания под стражей для некоторых категорий мигрантов и беженцев, а также то, что зарождающаяся в стране система опекунства теперь распространяется и на детей-мигрантов.

Но, по словам сотрудника ООН по правам человека Димы Яреда, страна по-прежнему рассматривает мигрантов и беженцев через призму вопросов безопасности. Подход с точки зрения безопасности, который, прежде всего, предусматривает сдерживание, помещение под стражу и тюремное заключение в качестве первого шага - напрямую противоречит правозащитному подходу".

Главной отличительной чертой бесед с мигрантами и беженцами в местах содержания под стражей является неопределенность. Многие хотели бы знать, что будет с ними после того, как закончится их тюремный срок, или когда их освободят из-под стражи.

Среди них была 32-летняя женщина из Ирана Фатима. Она и ее семья покинули Ирак после того, как столкнулись с притеснениями в результате попыток обращения в христианство. Их семья смогла добраться до границы между Болгарией и Сербией, после чего их задержала полиция. Фатима и ее семья пробыли в Любимецком центре содержания под стражей уже 17 дней, когда с ней встретились сотрудники Управления ООН по правам человека.

Как и многим другим, Фатиме предъявили обвинение в "незаконном пересечении границы". И, как и многие другие, она совершенно не осведомлена о своем будущем и о будущем своей семьи.

Кан считает, что обеспечивая некую определенность, правовой путь к законности, Болгария могла бы помочь признать важную вещь, которая теряется в дискуссиях о мигрантах и беженцах в Европе: обычную человечность.

"Они люди. У них есть права. И их достоинство необходимо уважать", - сказал он. "Вот почему мы выступаем за то, чтобы в эту политику были включены права человека".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.