Последнее обновление: Вторник, 19 января 2021, 12:37 GMT

Необходимы реформы для устранения существенных недостатков выборов в Беларуси, утверждают международные наблюдатели после мирной президентской кампании

Издатель ОБСЕ
Дата публикации 12 октября 2015
Цитировать как ОБСЕ, Необходимы реформы для устранения существенных недостатков выборов в Беларуси, утверждают международные наблюдатели после мирной президентской кампании, 12 октября 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5624fe9d4.html [последняя дата доступа 22 января 2021]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Выборы, состоявшиеся 11 октября, в очередной раз показали, что Беларуси предстоит проделать значительный путь в выполнении своих обязательств в рамках ОБСЕ по проведению демократических выборов. Это подчеркивает необходимость политической воли для проведения комплексных реформ, сделали вывод международные наблюдатели в опубликованном сегодня предварительном заявлении. Были отмечены определенные улучшения и доброжелательное отношение. Некоторые серьезные проблемы, в частности во время подсчета голосов и сведения результатов, подорвали честность выборов. Предвыборная кампания и день голосования прошли мирно, отмечается в заявлении.

«Очевидно, что Беларуси предстоит длительный путь по выполнению взятых на себя демократических обязательств. Недавнее освобождение политических заключенных и доброжелательное отношение к наблюдателям были позитивным развитием. Однако, надежда, что это позволит более обширный избирательный процесс, в полной мере не осуществилась», - отметил Кент Гэрстедт, специальный координатор и руководитель миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ. «Учитывая предыдущие обещания, я особенно разочарован недостатками процесса подсчета голосов и сведения результатов. Мы надеемся, что белорусское правительство будет иметь политическую волю для проведения полноценного процесса реформ, который мы готовы поддержать».

Все кандидаты имели возможность осуществлять агитацию по всей стране и могли беспрепятственно донести свои предвыборные послания. Предвыборная агитация была малозаметной, но стала более активной в последние две недели, отмечают наблюдатели. Лишь один кандидат, чья программа была сфокусирована на социально-экономических аспектах, открыто критиковал действующего Президента. Это предоставило избирателям ограниченный выбор.

Процесс голосования в день выборов получил положительную оценку в 95% наблюдаемых избирательных участков, тем не менее большому количеству наблюдателей не было позволено проверить списки избирателей, а на 47 участках были обнаружены предположительно одинаковые подписи. Процесс подсчета получил негативную оценку наблюдателей в 30% наблюдаемых избирательных участков, указывая на значительные проблемы. В 25% наблюдений процесс сведения результатов получил негативную оценку и наблюдалось отсутствие прозрачности.

«11 октября избиратели имели возможность сделать свой выбор открыто в присутствии большого количества национальных и международных наблюдателей. Однако процедура подсчета голосов должна быть значительно усовершенствована. Выборы не ограничиваются днем голосования. Соответственно, в Беларуси следует реформировать нормативно-правовую базу для того, чтобы обеспечить полностью конкурентную политическую среду. Это основное условие для долгосрочной демократичной стабильности страны,» - сказал Реха Денемеч, глава делегации ПАСЕ. «ПАСЕ, вместе с Венецианской комиссией Совета Европы, готова к сотрудничеству с Беларусью по этому вопросу».

Положительным шагом, после ряда освобождений в 2014 г. признанных международным сообществом политических заключенных, стало освобождение в августе остальных таких заключенных по распоряжению Президента. Организации, представленные в Международной миссии по наблюдению за выборами, ожидают, что эти освобождения ознаменуют пройденный этап и что других подобных преследований уже не случится.

«Учитывая международные конфликты в сегодняшнем мире, я приветствую недавнюю конструктивную роль Беларуси в проведении диалога по вопросу Украины. В связи с этим, возросшее международное внимание к данным выборам неизбежно, и эта возможность не была использована в полной мере», - отметил глава делегации ПА ОБСЕ Джеймс Уолш. «Предстоит проделать значительную работу, в первую очередь в области более представительных избирательных комиссий, а также честности и прозрачности процесса подсчета. Мы надеемся, что конструктивный подход, продемонстрированный официальной стороной в отношении нашей миссии, будет продолжен для достижения нашей общей цели».

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) зарегистрировала 8 из 15 групп, подавших заявления на сбор подписей и впоследствии зарегистрировала четырех кандидатов, отмечается в заявлении. Все инициативные группы могли осуществлять сбор подписей по всей стране. Право баллотироваться ограничено в случае предыдущей криминальной судимости; действия, такие как участие в несанкционированных мероприятиях, могут привести к возобновлению исполнения приговоров. Процесс верификации подписей, был недостаточно прозрачным, подрывая уверенность в избирательном процессе.

Кандидатам была предоставлена площадка донести свои предвыборные послания, несмотря на ограничивающую медиа среду. Заключения медиа мониторинга показали, что действующий Президент был наиболее заметным из-за широкого освещения его деятельности как должностного лица. Кроме того некоторые государственные СМИ освещали события, подавая политические послания в пользу действующего Президента. Был предоставлен свободный доступ к государственным СМИ, на равных условиях в нецензурироемом формате, что получило положительную оценку кандидатов; также СМИ обеспечили общество информацией для избирателей. 3 октября в прямом эфире прошли дебаты, в которых были представлены три кандидата, за исключением действующего Президента.

В положительном ключе отмечается, что одна Министр покинула свой пост, чтобы возглавить предвыборный штаб действующего Президента. Несмотря на это, другие высокопоставленные чиновники и представители власти осуществляли агитацию в рабочее время в поддержку действующего Президента, отмечается в заявлении. Некоторые из этих мероприятий проходили на государственных предприятиях, и некоторые общественные объединения и организации, финансируемые государством, осуществляли агитацию в его поддержку. Эти и другие аспекты создали неравные условия для осуществления агитации и стерли границу между интересами сторонников и государством.

Несмотря на вовлеченность белорусских властей в сотрудничество после прошлых выборов, отмеченную как положительный шаг, нормативно-правовая база не претерпела существенных изменений. Ранее она была оценена как недостаточно обеспечивающая проведение выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ и другими международными стандартами, отмечают наблюдатели. Существующие положения и законодательные акты 2011 и 2012 гг. ограничивают основные свободы объединений, собраний и волеизъявления, говорят наблюдатели.

«Предстоит работа по улучшению избирательного законодательства, поскольку предыдущие рекомендации, в частности по сбалансированному составу избирательных администраций и по процедурам дня выборов, так и не были учтены. Есть очевидная необходимость в улучшении прозрачности и независимости избирательных комиссий», - сказал посол Жак Фор, глава долгосрочной миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами. «Нормативно-правовая база в области избирательного права в том виде, в каком она сейчас существуют, ограничивает основные свободы». Вслед за открытым и беспрепятственным приглашением наблюдающих организаций администрация ЦИК проявила доброжелательное отношение к международным наблюдателям. Вместе с тем отсутствие четких и прозрачных правовых критериев отбора членов территориальных и участковых избирательных комиссий оставили процесс назначения членов комиссий, который не был инклюзивным, в полной компетенции органов местной власти. Система регистрации избирателей является излишне либеральной, позволяя регистрацию на участках для голосования в день голосования без достаточных юридических мер предосторожности.

Три независимые группы гражданских наблюдателей осуществляли долгосрочное наблюдение и регулярно публиковали свои заключения. Было аккредитовано около 43 500 гражданских и более 900 международных наблюдателей, включая, впервые с 2001 г., наблюдателей от ПАСЕ. Около двух третьих всех аккредитованных гражданских наблюдателей представляли общественные объединения, финансируемые государством. Права гражданских и международных наблюдателей предусмотрены законом всесторонне и были интерпретированы и применены с ограничениями. Наблюдатели не уполномочены следить за всеми этапами избирательного процесса.

Искать на Refworld

Страны

Темы