Задержанный в Минске парень бежал из Москвы, опасаясь спецслужб Узбекистана

28 декабря 2014 года в городе Минске в пункте паспортного контроля аэропорта был задержан пассажир, оформивший документы на рейс «Минск-Стамбул» и выдававший себя за гражданина Таджикистана. «Позже выяснилось, что этот человек по подозрению в терроризме разыскивается Узбекистаном и является гражданином этой страны», - пишет «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане). Данную информацию радио «Озодлик» получил из пресс-службы Государственного Пограничного комитета Беларуси. - Позже стало ясно, что пытавшийся незаконно пересечь государственную границу человек является гражданином Узбекистана 1983 года рождения и находится в розыске с 2013 года по подозрению в терроризме, - сообщил представитель пресс-службы Государственного Пограничного комитета Беларуси. Он не назвал имя задержанного. Согласно официальным данным, в ходе проверки выяснилось, что у задержанного поддельный паспорт с измененной фотографией.

«Беглец боялся похищения» .

Через несколько дней после этого происшествия радио «Озодлик» удалось пообщаться с защитницей задержанного - адвокатом из Москвы Надеждой Ермолаевой. Как стало известно, Алижон Махкамов (имя изменено) до задержания в Минске ровно год провел под стражей в ожидании запроса об экстрадиции. - Он был задержан в Москве 4 ноября 2013 года по запросу Узбекистана. Затем он подал заявление на получение статуса беженца. Ташкент, как стало обычно в таких ситуациях, подал на него в розыск по обвинению по статьям 155 (терроризм), 159 (покушение на Конституционный строй) и 244 (создание религиозно-экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организаций, руководство ими и участие в них) УК Узбекистана. После экстрадиционной проверки и решения суда о не выдаче его в Узбекистан, он был освобожден 3 ноября 2014 года, - сказала адвокат Надежда Ермолаева. По словам адвоката, правозащитный Центр «Гражданское содействие» взяло под свою защиту Алижона Махкамова и обратилось в ФМС России для получения им временного статуса беженца. Как выяснилось, Алижон Махкамов с 2009 года работал в типографии в одном из подмосковных городов. Он был задержан в аэропорту Внуково по розыску, когда возвращался из Узбекистана. Адвокат сказала, что посоветовала Алижону в такой ситуации ничего не предпринимать и не делать лишних попыток незаконного выезда из России. Надежда Ермолаева подтвердила, что Алижон Махкамов - человек верующий, и сказала при этом: «Из меня такая же балерина Большого театра, как из него террорист». Она объяснила бегство Алижона из Москвы тем, что в последнее время участились случаи похищения в России именно узбекских беженцев. Она говорит, что Алижон совершил большую ошибку, что беженцы в любой ситуации должны защищать свои права законными путями. - Я за два дня до задержания встречалась с ним, объяснила, что надо делать. Он ничего не сказал о том, что собирается бежать. Многие беженцы из-за гонений в России пытаются уехать в Украину, Турцию и другие страны. Опасность ситуации в том, что Украина, во всяком случае, - член Европейского Союза, и возможность защиты беженцев там выше. А Беларусь даже не является членом Конвенции по правам человека. Беларусь, недолго думая, отправит Алижона в Узбекистан из-за подделки паспорта, вот чего я опасаюсь, - сказала Надежда Ермолаева. Она подчеркнула, что Беларусь для беженцев даже более опасна, чем Россия. Она также напомнила, что, несмотря на то, что в последние годы узбекские спецслужбы в России при содействии коллег из ФСБ похитили много беженцев из Узбекистана, правозащитники и юристы выработали способы их защиты и успешно применяют их на практике. В настоящее время задержанный гражданин Узбекистана сейчас находится в Минском следственном изоляторе. Известно, что Алижон женат, у него трое детей, младшему только исполнился год.

Перевод предоставлен интернет-изданием "Биржевой Лидер" .

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.