Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2013 год: Узбекистан

Краткий обзор

Свобода вероисповедания предусмотрена Конституцией и некоторыми законами; однако, другие законы и положения ограничивают свободу вероисповедания, и, на практике, правительство в целом вводило в действие эти ограничения. Законодательство ограничивает свободу вероисповедания незарегистрированных религиозных организаций и запрещает многие виды деятельности, такие как прозелитизм (обращение в веру). Члены зарегистрированных и незарегистрированных общин религиозных меньшинств получали тюремные сроки, на них налагались крупные штрафы, конфискация и уничтожение религиозной литературы, в некоторых случаях избиения сотрудниками правоохранительных органов за нарушение этих законов. Поступали сообщения о смертельных случаях в местах заключения, пытках, избиениях, запрет на отправление религиозных обрядов и других видов грубого отношения по отношению к заключенным, которых правительство считает религиозными экстремистами. Правительство продолжило применять жесткие меры к мусульманам, обсуждающим религиозные вопросы вне санкционированных мечетей., Правительство, как правило, было более снисходительным по отношению к деятельности верующих, посещающих санкционированные мечети, и разрешало повседневную деятельность религиозных групп, традиционно представленных в стране, включая мусульманскую, иудейскую, католическую и русскую православную общины.

Поступали сообщения о дискриминации со стороны общественности по признаку религиозной принадлежности, верований или отправления религиозных обрядов. Однако общество в целом терпимо относилось к религиозным общинам, а религиозные общины, как правило, толерантно относились друг к другу.

Представители правительства США напрямую обсуждали с правительством вопросы свободы вероисповедания, включая в рамках визита Заместителя помощника Государственного секретаря по вопросам прав человека, демократии и труда в июле 2013 г. Сотрудники посольства и посещающие страну официальные представители правительства США проводили встречи с представителями религиозных общин, гражданского общества и правительственных организаций, а также с родственниками заключенных для обсуждения вопросов свободы совести и вероисповедания. В ноябре 2006 г. , в соответствии с «Законом о свободе вероисповедания в странах мира», Государственный секретарь США включил Республику Узбекистан в список «стран, вызывающих особое беспокойство» за особо серьезные нарушения свободы вероисповедания. В августе 2011 г. Государственный секретарь повторно обозначила Республику Узбекистан как «страну, вызывающую особое беспокойство». Представители правительства США обсуждали с правительством реальные практические шаги, которые Узбекистан мог предпринять для улучшения ситуации в стране в сфере свободы вероисповедания.

Раздел I. Демография вероисповеданий

Правительство США предполагает, что население Узбекистана составляет 29.7 миллионов жителей (на июль 2013 г.). Местная статистика указывает, что приблизительно 93 процента населения являются мусульманами. Большинство из них составляют мусульмане-сунниты ханафитской школы (мазхаб); около 1 процента составляют мусульмане-шииты, в основном проживающие в Бухарской и Самаркандской областях. Приблизительно 4 процента населения составляют последователи Русской православной церкви, однако эта цифра сокращается, поскольку этнические русские и другие представители славянских национальностей продолжают эмигрировать. Оставшиеся 3 процента населения включают небольшие религиозные общины католиков, корейских христиан, баптистов, лютеран, адвентистов седьмого дня, евангелистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, буддистов, последователей веры Бахаи, кришнаитов, а так же атеисты. Порядка 6000 ашкенази и 2000 бухарских евреев проживает, в основном, в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и Ферганской долине, однако еврейское население продолжает сокращаться ввиду эмиграции.

Раздел II. Статус соблюдения свободы вероисповедания со стороны правительства

Правовая/политическая основа

Конституция и некоторые законы предусматривают свободу вероисповедания; однако, другие законы и положения ограничивают свободу вероисповедания. Конституция гарантирует свободу совести всем и гласит, что каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; законодательством предусмотрена свобода вероисповедания, свобода от преследований за религиозные убеждения, отделение религии от государства, а также право открывать школы и обучать духовенство. Однако, по закону, эти права предоставляются исключительно зарегистрированным общинам. Законодательство также ограничивает религиозные права, которые расцениваются как противоречащие национальной безопасности, запрещает прозелитизм и требует от религиозных общин получение лицензии на публикацию и распространение своих материалов.

Правительство запрещает религиозным группам создавать политические партии и общественные движения. Вся религиозная литература должна быть одобрена Комитетом по делам религий (КДР), правительственным учреждением, подотчетным Кабинету Министров Республики Узбекистан. Совет по делам конфессий при КДР, в который входят представители мусульманских, христианских и еврейских общин, обсуждает вопросы обеспечения соблюдения законодательства, прав религиозных организаций и верующих, а также другие вопросы, связанные с религией.

Хотя по закону все центрально зарегистрированные религиозные конфессии равны, правительство финансирует деятельность Исламского университета и сохранение исламских исторических памятников. Правительство предоставляет материально-техническую поддержку, включая перелет чартерным рейсом, ограниченному количеству мусульман, избранных для совершения малого паломничества Умра и Хаджа, однако паломники самостоятельно оплачивают свои расходы. Правительство контролирует муфтият, который, в свою очередь, контролирует исламскую иерархию, содержание проповедей имамов, а также объем и содержание публикуемых исламских материалов.

Закон требует официальной регистрации всех религиозных групп и предусматривает строгие критерии для их регистрации. В эти требования входит предоставление каждой общиной списка как минимум ста граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста и устав с юридическим адресом в региональное отделение Министерства юстиции Республики Узбекистан (Минюст). КДР осуществляет надзор за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций.

В стране зарегистрировано 2223 религиозных организаций, представляющих 16 религиозных вероисповеданий (конфессий). Действует 2051 мусульманская организация (включая мечети, образовательные учреждения и исламские центры). Среди мусульманских общин действуют несколько шиитских конгрегаций. В число зарегистрированных организаций религиозных меньшинств входят организации корейских христиан, Русской православной церкви, баптистов, движения пятидесятников («Полное Евангелие»), адвентистов седьмого дня, иудеев, Римско-католической церкви, последователей веры Бахаи, лютеран, «Новых апостолов», Армянской апостольской церкви, свидетелей Иеговы, Общество сознания Кришны, Храм Будды, христианская церковь «Глас Господа» и одно межконфессиональное Библейское Общество.

Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности предусматривают суровые меры наказания за нарушение религиозного законодательства и прочих законодательных актов о религиозной деятельности. Уголовный кодекс устанавливает формальное различие между «нелегальными» организациями, то есть теми, которые не имеют надлежащей регистрации, и «запрещенными» организациями, рассматриваемыми как экстремистские.

Правительство классифицирует «религиозно-экстремистскими» те группы или лица, которые выступают за замену нынешнего светского правительства и законов на правительство и законы, основанные на строго одноконфессиональных религиозных принципах. Правительство расценивает «религиозный экстремизм» как угрозу национальной безопасности и стабильности. Как следствие, правительство проводит политику запрета исламских организаций, которых оно считает экстремистскими, а членство в них - противозаконным, среди которых «Акромия», «Таблиг Жамоат» и «Хизб-ут-Тахрир». Правительство также запретило организацию «Нур», основанную курдским муллой Саидом Нурси и ассоциируемую с религиозными доктринами турецкого ученого Фетхуллы Гюллена, несмотря на то, что они неизменно осуждают насильственный экстремизм.

Правительство заявляет, что его действия в отношении лиц или организаций, подозреваемых в «религиозном экстремизме», не являются вопросом свободы вероисповедания, а скорее предотвращением низвержения светских властей и исключением разжигания межрелигиозной и этнической нестабильности и ненависти в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Законодательством предусмотрены наказания вплоть до 20 лет лишения свободы за «организацию или участие» в деятельности «религиозных экстремистских», фундаменталистских, сепаратистских или прочих запрещенных организациях.

Организация или участие в нелегальной религиозной организации является уголовным преступлением, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет или штраф от 4 до 8 миллионов сумов ($1788-$3576). Кроме того, уголовный кодекс предусматривает наказание за прозелитизм в виде тюремного заключения сроком до 3 лет. После того, как правонарушитель признан виновным в соответствии с Кодексом об административной ответственности, за повторно совершённое преступление его могут привлечь к судебной ответственности по уголовному кодексу. В дополнение к запрещенным видам деятельности, к которым относится организация нелегальных религиозных групп, законом также запрещено склонять других к вступлению в эти группы и привлекать в религиозные организации несовершеннолетних без согласия их родителей. Отправление любых религиозных обрядов какой-либо незарегистрированной религиозной организацией является противозаконным.

За «нелегальное производство, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания» Кодексом об административной ответственности предусматривается наложение на частных лиц штрафа в размере от 20 до 100 минимальных ежемесячных окладов в размере 91530 сумов ($41), а на юридических лиц - в размере от 50 до 150 минимальных ежемесячных окладов, с конфискацией материалов и «соответствующих средств их производства и распространения». Уголовным кодексом также налагается штраф в размере от 100 до 200 минимальных ежемесячных окладов или назначаются исправительные работы сроком до 3 лет за эти правонарушения.

В соответствии с законом, право публиковать, ввозить и распространять религиозную литературу распространяется исключительно на зарегистрированные центральные органы управления религиозных организаций. Этими органами управления являются Библейское общество Узбекистана (БОУ), Духовное управление мусульман Узбекистана, Ташкентский исламский университет, Ташкентский исламский институт, и центральные органы управления Русской православной церкви, Полного Евангелия, Баптистской и Римско-католической церквей.

Закон разрешает обучать религиозных служителей только тем религиозным организациям, у которых имеется регистрация центрального административного органа. Для регистрации центрального административного органа управления требуется наличие зарегистрированных религиозных организаций в 8 из 14 территориальных образований республики (включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент). Шесть религиозных конфессий имеют юридическое разрешение на обучение священнослужителей. Закон ограничивает религиозное обучение осуществлением такового только в официально санкционированных религиозных школах и только утвержденными государством инструкторами. Закон налагает запрет на частное преподавание религии и предусматривает штрафы за его нарушение. Законом также запрещено преподавание религиозных дисциплин в общественных образовательных учреждениях. Статья 14 Закона о религии запрещает ношение «культовых одеяний» (религиозной одежды) в публичных местах; исключение составляют служители религиозных организаций.

Одиннадцать медресе, в том числе два для женщин, предоставляют среднее образование, включающее полный спектр светских дисциплин. Кабинет Министров Республики Узбекистан рассматривает дипломы, выданные медресе, эквивалентными другим дипломам, таким образом, давая возможность выпускникам медресе продолжить образование в ВУЗах. Кроме того, Исламский институт и Исламский университет в Ташкенте предоставляет возможность получить высшее образование по религиозным программам, несмотря на то, что Ташкентский исламский университет является светским учебным заведением. Не существует других возможностей получить официально санкционированное религиозное обучение для лиц, заинтересованных в изучении ислама.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2003 года ограничивает деятельность неправительственных организаций, основанных на вере, а законодательство запрещает «действия, целью которых является обращение в свою веру лиц другого вероисповедания (прозелитизм), а также любую другую миссионерскую деятельность».

Правительство разрешает проходить альтернативную службу гражданам, которые, в силу своих религиозных убеждений, такие как Свидетели Иеговы, считают недопустимой для себя службу в армии.

Действия правительства

Правительство продолжало заключать в тюрьму лиц по обвинению в «экстремизме»; проводить рейды на религиозные и общественные собрания незарегистрированных и зарегистрированных религиозных общин; конфисковать и уничтожать религиозную литературу, а также препятствовать несовершеннолетним практиковать свою веру. Поступали сообщения о смертельных случаях в местах заключения, пытках, избиениях, запрете на отправление религиозных обрядов и других видов грубого отношения по отношению к заключенным, которых правительство считает религиозными экстремистами, а также сообщения об избиениях членов незарегистрированных религиозных организаций сотрудниками правоохранительных органов. Продолжая отказывать в регистрации некоторым религиозным общинам и наказывать членов общин за их деятельность, власти фактически лишили этих лиц их законного права на вероисповедание, предусмотренного Конституцией.

По оценкам неправительственных источников, в том числе Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) и неправительственной правозащитной организации «Эзгулик», насчитывалось от 10000 до 12000 людей, заключенных в тюрьму по обвинениям, связанным с «религиозным экстремизмом» или членством в незаконной религиозной группе, однако не было никакой доступной официальной статистики для подтверждения или опровержения этой цифры.

Были сообщения о смерти заключенных, отбывающих наказание по обвинениям, связанным с тем, что правительство считает «религиозным экстремизмом», согласно имеющимся сведениям от членов семей, которые также сообщали о том, что обычно на телах заключенных были обнаружены следы побоев или других видов жестокого обращения. Тем не менее, власти оказывали давление на членов семей, заставляя хоронить тело без проведения профессионального медицинского освидетельствования. Такие случаи смерти включают смерть 43-летнего Дильшода Исхокова в мае, 32-летнего Хусниддина Оккузиева в июле, 35-летнего Самариддина Салохиддиновав октябре, и 36-летнего Таваккаля Ходжиева в ноябре.

Неправительственные источники сообщали о том, что власти жестоко обращались с арестованными по подозрению в «религиозном экстремизме» или участии в подпольной исламской деятельности, подвергая их пыткам, избиениям и суровым условиям содержания.

Как сообщается, в июне Нозимджон Мусаев и Мансурбек Козиев, милиционеры Кургантепинской области Андижанской области, избили Химоят Ахмедову и ее дочь Ойдин Хусанову, членов незарегистрированной христианской общины. Милиционеры арестовали Ахмедову и Хусанову на местном рынке, предположительно, за незаконную торговлю фруктами и, по имеющимся данным, нанесли удары Хусановой в грудь и лицо и загнули руки Ахмедовой за спину после того, как они отказались признать свою вину. Власти отказались провести расследование против милиционеров по обвинению в жестоком обращении, и вместо этого возбудили уголовное дело против Ахмедовой и Хусановой за противодействие аресту.

Согласно поступившей информации, в июле капитан Шухрат Машарипов из Управления внутренних дел г. Ургенча избил Сардорбека Нурметова, члена местной незарегистрированной протестантской общины, после ареста на железнодорожной станции. Согласно сообщению, Машарипов ударил Нурметова в голову увесистой книгой и ударил его в грудь и лицо, что вызвало тошноту у Нурметова. Как сообщается, Машарипов отказался вызвать доктора. Согласно Нурметову, правоохранительные органы не провели вызывающего доверия расследования по факту его жалобы на Машарипова.

Тюремная администрация, согласно поступившим сведениям, обвиняла заключенных, отбывающих наказание по обвинению в «религиозном экстремизме», в организации экстремистских ячеек в тюрьмах или в совершении других правонарушений, за что продлевала сроки их заключения. Также сообщалось, что заключенным, которые иначе имели бы право подать заявление на амнистию, часто предъявлялись обвинения в нарушении правил внутреннего распорядка тюрьмы, вследствие чего они были лишены этого права.
Не имелось дополнительной информации касательно сообщений 2012 года о том, что тюремная администрация в Алмалыке жестоко обращалась с заключенными, отбывающими срок по религиозным правонарушениям.

В июле Вазира Алимова, мать 36-летнего Исроила Алимова, который был приговорен к 15 годам тюремного заключения в октябре 2010 г. за членство в организации «Хизб-ут-Тахрир», пожаловалась на то, что ее передачи для сына были либо не приняты или украдены сотрудниками исправительного учреждения. В ответ на это, тюремные власти колонии строго режима УЯ 64/48 предоставили Алимовой 3-дневное посещение ее сына и разрешили ей передать ему одежду и продукты питания.

В марте власти неожиданно освободили Абдуманноба Ахмедова, последнего из отбывающего срок члена группы свидетелей Иеговы, который был арестован в 2008 г. Ахмедов был приговорен к 4 годам за «незаконную организацию общественного собрания или религиозной организации» и получил дополнительные 2,5 года тюремного срока за неисполнение требований тюремной администрации.

В большинстве тюрем, согласно сообщениям, имеются специальные места для молитвы, а экземпляры Библии и Корана имеются в наличии в тюремных библиотеках. Однако члены семей заключенных сообщали, что тюремные власти не разрешали свободно практиковать свою религию, включая чтение Корана или индивидуальное совершение молитв, некоторым заключенным, подозреваемым в «религиозном экстремизме». Ограничения также включали запрет заключенным молиться пять раз в день или отказ согласовывать график работы и еды во время поста в месяц Рамадан. Также поступали сообщения о том, что заключенных наказывали за «нарушение правил внутреннего распорядка тюрьмы», за то, что они молились в определенное время дня. Также поступали сообщения о том, что тюремные администрации в Косоне и Навои изолировали и наказывали тех заключенных, которые изъявляли желание поститься в месяц Рамадан.

Правозащитные организации отмечали тот факт, что власти лишили свободы значительное количество граждан за членство в запрещенных мусульманских группах. В феврале официальная пресса сообщила о том, что суд приговорил группу из 11 последователей запрещенной группы «Джихадистов» («Джиходчилар») из Касансайского района Наманганской области к тюремным срокам от 5 до 12 лет за попытки свергнуть конституционный строй и разжигание межэтнической и межрелигиозной ненависти. В мае Уголовный суд Кибрайского района приговорил 9 граждан к тюремным срокам за членство в запрещенной группе «Таблиг Жамоат», а также за обучение религии других людей без надлежащего образования.

Правительство применяло закон, который запрещает проведение религиозных обрядов незарегистрированными религиозными организациями. Поступали сообщения о многочисленных случаях того, как вооруженные представители правоохранительных органов совершали рейды на собрания незарегистрированных конгрегаций и арестовывали их членов. 24 марта сотрудники внутренних дел и Службы национальной безопасности (СНБ) в Мубареке (Кашкадарьинская область) сорвали молитву, которая проводилась в частном доме члена баптистской общины незарегистрированного Совета Церквей Владимира Ханюкова; община отказывалась пройти регистрацию ввиду своих религиозных убеждений. Среди других случаев, представители правоохранительных органов проводили рейды в Самарканде в феврале; в Нукусе и Ташкенте в марте; в Карши в апреле; и в деревне Туябугуз Урта-чирчикского района Ташкентской области в июне. За редким исключением, власти обвиняли задержанных в осуществлении несанкционированной религиозной деятельности, как например, отправление религиозных обрядов, обучение, обращение в веру или наличие несанкционированных религиозных материалов, и налагали административные штрафы. По сравнению с предыдущими годами, власти не лишали граждан свободы за подобные нарушения.

Сообщалось о многочисленных случаях арестов или осуждений за членство в религиозных организациях, которых правительство относит к «экстремистским» группам. 7 января Уголовный суд Ташкентской области приговорил 9 граждан к тюремным срокам от 8 до 18 лет за предполагаемое членство в группе «Ваххабия» и обладание запрещенной религиозной литературой.

Власти продолжали добиваться экстрадиции подозреваемых в «религиозном экстремизме» из других стран, в том числе из Казахстана, Кыргызстана, России и Украины, в том числе тех, которые там искали убежище. В марте Форум 18, международная неправительственная организация, отслеживающая состояние свободы вероисповедания, и члены семьи сообщили об экстрадиции 38-летнего Хайруллы Турсунова из Казахстана. Согласно правозащитникам, которые получили копию приговора, 6 июня Уголовный суд Кашкадарьинской области приговорил Турсунова к 16 годам лишения свободы по обвинениям в «религиозном экстремизме». В ноябре родственники выразили обеспокоенность тем, что Турсунов был помещен в колонию, в которой содержат заключенных, больных туберкулезом, несмотря на то, что у него не было признаков наличия данной болезни до заключения.

Правительство продолжало относиться с особой подозрительностью к мусульманам, которые отправляют религиозные обряды за пределами одобренных государством мечетей, а также тех, кто обучался в зарубежных медресе, которые собирались для обсуждения религиозных вопросов, или которые имели связи с имамами-«ваххабитами». Этот термин широко применялся правительством и СМИ для обозначения мусульман, чье интеллектуальное и религиозное мировоззрение происходит из консервативных учений известных имамов начала 1990-х годов. В мае правительственная газета «Тошкент Хакикати» («Ташкентская правда») сообщила о приговоре Уголовного суда г. Ангрен в отношении 26-летнего Муродали Исроилова к 7 годам тюремного заключения по обвинению в сговоре с несколькими людьми в России с целью создания подпольной организации внутри страны для построения Исламского государства и установления «ваххабитской» доктрины.

Суды приговорили членов религиозных меньшинств к тюремным срокам в соответствии с административным кодексом после проведения обысков домов и офисов, зачастую без санкции на обыск. В Ургенче городской уголовный суд в апреле приговорил члена местной протестантской общины Шарофат Алламову к 18 месяцам исправительных работ и отчислению одной пятой ее зарплаты, после того как суд признал ее виновной в незаконном хранении христианской литературы и видеоматериалов; вышестоящая судебная инстанция подтвердила приговор 29 мая.

Правительство продолжало проводить рейды на общественные собрания лиц, принадлежащих к зарегистрированным церквям. 14 апреля, милиция в Ташкенте провела рейд на частной квартире Анастасии Цай, где проходило собрание членов официально зарегистрированных церквей Вефиле и Иисуса Христа. 22 апреля Юнусабадский районный суд по уголовным делам в Ташкенте оштрафовал Цай и еще пять человек по 7.9 млн. сум ($3532) каждому, решение которое было оставлено в силе 17 мая Ташкентским городским апелляционным уголовным судом без проведения слушания.

Власти также оштрафовали представителей зарегистрированных религиозных групп за вовлечение в религиозную деятельность. В марте Кокандский городской уголовный суд осудил Расулджана Ахмедова, члена евангельской церкви христиан-баптистов, в совершении административного правонарушения за миссионерскую деятельность и оштрафовал его на 1.6 млн. сум ($715).

Ряд государственных учреждений, включая Министерство внутренних дел (МВД), СНБ, Таможенная служба и районная милиция пресекали или конфисковывали религиозную литературу. Власти конфисковывали и в некоторых случаях уничтожали, незаконно ввозимую религиозную литературу и материалы, а также оборудования, используемые для их производства.

Правительство жестко контролирует доступ к исламским публикациям и требует, чтобы в каждом местном издании (книги, брошюры, компакт-диски и фильмы) были указания об источнике публикующего органа. Как правило, книги, изданные Управлением мусульман, содержали запись официального разрешения, как, впрочем, и другие религиозные произведения, опубликованные в государственном издательском доме "Шарк" и издательстве Ташкентского исламского университета. Несколько привезенных в страну книг на арабском языке иногда были в наличии у продавцов книг, но литература, которая считается правительством противоречивой, как правило, не доступна на рынке. Те, у кого на руках есть литература, написанная авторами, которых власти считают "экстремистами", или любая другая литература, нелегально ввезенная или изданная, подвергались аресту и судебному преследованию. Например, в октябре в прессе было сообщение, что милиция в Ташкенте выявила и закрыла незаконную типографию, созданную последователями движения Джиходчилар для печати листовок и литературы с "экстремистским" содержанием. Правительство запретило движение Нур и литературу, которую оно считает "экстремистской".

Религиозные группы и правозащитники сообщали, что милиция проводила рейды в частных домах без причины и изымала религиозные материалы. В марте неизвестные сотрудники сил безопасности провели рейд в доме Омангул Бекмуратовой в Нукусе (Каракалпакстан) и конфисковали 40 христианских книг, в том числе экземпляры Библии и Нового Завета, а также переводы христианской литературы на Каракалпакский язык. Власти выдвинули обвинения в соответствии с положениями административного кодекса против Бекмуратовой, члена незарегистрированной протестантской общины, за незаконное хранение религиозной литературы, и местный суд осудил ее 28 марта, приговорив к штрафу в размере 79590 сум ($36).

Поступали многочисленные сообщения о том, что власти налагали штрафы за незаконное хранение или распространение материалов религиозного содержания. В феврале Самаркандский городской суд по уголовным делам оштрафовал Джамилю Джуракулову, члена незарегистрированной христианской группы, на 3.9 млн. сум ($1743) за хранение христианской литературы и DVD-дисков с целью их распространения. Самаркандский областной уголовный суд оставил в силе этот приговор после апелляции 7 марта. 22 марта Учтепинский районный суд по уголовным делам в Ташкенте заочно оштрафовал Наргизу и Ашрафа Ашуровых, протестантскую семейную пару, на 7,9 млн. сум ($3532) каждому после того, как милиция без санкции и в их отсутствие, провели рейд в квартире, которую снимали Ашуровы, и конфисковали христианскую литературу, якобы принадлежавшую домовладельцу.

Международный почтамт в Ташкенте тщательно проверяет все входящие посылки и отправляет экземпляры любых религиозных материалов в КДР для дальнейшего изучения и утверждения. Если КДР запрещает выдачу материалов, он отправляет письмо адресату и отправителю с объяснением причины отказа. КДР отказывал ввоз как христианской, так и исламской литературы.

Таможенные посты проводили работу по предотвращению поступления "экстремистских" материалов. Например, газета "Инсон ва қонун", публикация Министерства юстиции, сообщила, что в июле таможенные органы в Сурхандарьинской области в первом полугодии предотвратили ввоз в страну более 11000 экземпляров литературы, аудио и видео материалов.

Власти также конфисковали, а в некоторых случаях уничтожили, христианскую литературу на узбекском и русском языках, которая была ввезена легально. Были десятки случаев, в которых суды обязывали уничтожение Библий на узбекском и русском языках. 23 августа Самаркандский районный суд по уголовным делам вынес решение уничтожить два экземпляра Нового Завета и копию Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета) на узбекском языке. Эти религиозные материалы были изъяты властями в ходе рейда на детский лагерь в Самарканде в июне.

Правительство разрешило БСУ издание внутри страны одной книги - Библии - на узбекском языке и БСУ планирует завершение перевода к 2015 году.

Правительство блокировало доступ к нескольким веб-сайтам религиозного содержания, в том числе христианскому и исламскому новостным сайтам.

Члены зарегистрированных религиозных меньшинств часто сталкивались с трудностями при въезде и выезде в страну, так как власти часто изымали религиозную литературу, ссылась на предполагаемые нарушения таможенных правил. Четыре таких случая имели место в мае с участием евангельских христиан-баптистов на границе с Казахстаном.

Поступали сообщения о том, что службы безопасности продолжали наблюдение за религиозными общинами. Правозащитники в Ташкенте и Карши сообщили о том, что видели людей с камерами, которые снимали прихожан на пятничную молитву в местную мечеть во время Рамадана. Мечети зачастую устанавливали видеокамеры, ссылаясь на соображения безопасности, но НПО утверждали, что правительство также использовало видеокамеры для наблюдения.

Во имя безопасности, власти продолжали пристально наблюдать общественные собрания, где обсуждались религиозные вопросы, особенно среди мужчин, где произвели несколько арестов за участие в таких дискуссиях. В феврале в официальной прессе сообщалось, что власти в Ферганской области арестовали 15 женщин в возрасте между 30 и 50 лет за организацию незаконного религиозного служения. Согласно сообщениям, все женщины, которые собрались, чтобы обсуждать религию, были родственниками лиц, лишенных свободы за членство в "Исламском Движении Туркестана " и "Хизб ут-Тахрир". Женщины, по сообщениям, были приговорены от пяти до пятнадцати суток административного ареста. Источники сообщали, что мусульмане стали менее охотно обсуждать религию кроме как в мечети в результате таких арестов.

Правительство и местные имамы не одобряли публичные проявления религиозности, называя это иностранным влиянием. В некоторых частях страны, власти допрашивали женщин, носящих хиджаб, и поощряли их, либо снять его или носить так, чтобы это отражало более традиционный узбекский стиль завязывания платка за шею. Репортаж, транслированный на государственном телевидении в октябре, подверг критике молодых женщин за ношение "чужой религиозной одежды", по-видимому, ссылка на ношение хиджаба.

СМИ, контролируемые государством и находящиеся под влиянием государства, призывали предвзятое отношение против некоторых религиозных меньшинств, порой обвиняя миссионеров в том, что они представляют опасность для общества и сеют в нем раздор. 9 января, газета "Тошкент Хакикати" опубликовала статью, в которой исследователь Академии государственного и общественного строительства, государственное учебное учреждение при Президенте, подверг критике миссионеров и прозелитизм и назвал Свидетелей Иеговы "тоталитарной сектой" и заявил, что "священным долгом" каждого граждана - предотвратить пагубное влияние таких групп.

После повышения внимания государства к несанкционированному преподаванию основ ислама, имамы перестали давать неформальное религиозное обучение. Такое обучение, хотя формально являлось незаконным, иногда разрешалось местными властями в прошлом. В феврале и июле государственное телевидение транслировало программы, которые предупреждали родителей об опасности отправления своих детей в худжры, традиционные религиозные школы, запрещенные в стране. В интервью, включенный в эфир в февральской программе, Азиз Одилов, сотрудник департаменти юстиции Ташкентской области, сказал: "Где же лежат корни религиозного экстремизма, догматизма и терроризма? В частных религиозных школах! Это там, где их корни появляются."

Правительство приняло закон против частного преподавания религиозных принципов. В июле сотрудники правоохранительных органов в Чиназском района Ташкентской области возбудили уголовные обвинения против Мирмухиддина Мирбайзаева и его сына, Сирожиддина Мирбайзаева за преподавания Корана детям школьного возраста в своем частном доме. Поступали противоречивые сообщения о том, были Мирбайзаевы осуждены или нет.

Власти по-прежнему продолжили усилия по недопущению участия детей в отправлении религиозных обрядов. Местные чиновники, как сообщается, продолжали оказывать давление на имамов, чтобы запретить детям посещать пятничный намаз. Некоторые местные чиновники, преподаватели и сотрудники правоохранительных органов, как сообщается, не допускали учеников на пятничную молитву. Школьная администрация отговаривала как мусульманских, так и христианских родителей отправлять своих детей в мечети или в церкви, а в некоторых школах учеников расспрашивали об их религии и почему они приняли участие в религиозных служениях.

Власти продолжили кампанию преследования и репрессий против членов организации "Акромия" (Акромийлар), неформального объединения по продвижению бизнеса в соответствии с принципами ислама. Подконтрольные правительству СМИ продолжали публиковать негативные личные выпады в адрес группы и ее участников. По данным властей, группа пыталась свергнуть правительство путем вооруженного мятежа в Андижане в 2005 году.

Правительство по-прежнему формально запрещает восемь менее известных религиозных групп и существует неофициальный запрет на другие исламские группы, которых правительство считает "экстремистскими". Правительство часто выдвигало обвинения подсудимым в том, что они являлись "джихадистами", но было неясно, считает ли правительство их членами террористической организации "Союз исламского джихада" или же правительство использовало этот термин в общем для обозначения "экстремист".

Источники сообщали, что власти продолжали инструктировать махаллинские комитеты и имамов выявлять местных жителей, которые потенциально могли бы быть вовлечены в экстремистскую деятельность или группы, включая тех, кто молится ежедневно или иным образом демонстрируют активную набожность.

Согласно КДР, несколько мечетей подали заявление на регистрацию в течение года. Небольшое количество незарегистрированных "махаллинских мечетей" по-прежнему функционировали в некоторых районах, в основном, ради пожилых людей или инвалидов, которые не живут в непосредственной близости от крупных, зарегистрированных мечетей. Махаллинские мечети были ограничены в своих функциях, и в них не было зарегистрированных имамов.

Религиозные меньшинства продолжали испытывать трудности в получении регистрации. Несмотря на возобновление усилий взаимодействовать с правительством и в решении своих проблем, ни одной группе Свидетелей Иеговы не удалось зарегистрироваться кроме одной группы, которая ранее была зарегистрирована в Чирчике.

По имеющимся сообщениям, в список церквей, которые оставались незарегистрированными после прошлых безуспешных попыток, включены баптистская церковь "Вифания" в Мирзо-Улугбекском районе г. Ташкента; Пятидесятническая церковь в г. Чирчик; Римско-католические церкви в Навои и Ангрене; церковь "Эммануил" и церковь "Мир" в г. Нукус, Каракалпакстан; церковь «Хушхабар» в Гулистане; Пятидесятническая церковь в Андижане; Адвентистская церковь, христианская церковь "Великая благодать", Центральная Протестантская церковь, и Протестантская церковь Мирал в Самарканде.

Религиозная деятельность оставалась особенно трудной в Каракалпакстане, так как все немусульманские и неправославные религиозные общины не имели законного статуса.

Некоторые церкви, особенно евангельские церкви, членами которых являются этнические узбеки, не подавали или не обновляли заявку на регистрацию, предполагая, что местные чиновники не будут их регистрировать. Другие группы, в том числе группы с очень малочисленным количеством членов, сообщили, что они предпочли избежать привлечения к себе внимания властей путем подачи заявки на регистрацию, которая очевидно не отвечает юридическим требованиям. Некоторые группы не хотели давать властям список с именами членов, особенно этнических узбеков, так как они подвергались преследованиям во время предыдущих попыток зарегистрироваться. Несколько групп отказались из принципа добиваться регистрации, потому что они оспаривали право правительства требовать регистрацию.

Как и в предыдущие годы, Минюст, объясняя решения местных органов, ссылался на требование, по которому религиозная группа должна сообщить действительный юридический адрес. Некоторые общины не желали приобретать имущество без заверения, что их заявка на регистрацию будет одобрена. Другие заявляли, что местные чиновники произвольно отказывали в утверждении адресов, поскольку они выступают против существования христианских церквей, членами которых являются этнические узбеки.

Правительство ограничило шиитское исламское образование, не позволяя подготовку имамов шиитов внутри страны и не признавая такое образование, полученное за пределами страны. В ноябре государственное телевидение сообщило о том, что суд приговорил Равшана Гулямова, председателя филиала общества дружбы «Узбекистан-Иран» в Самаркандской области, к пяти годам лишения свободы за "прозелитизм шиитских убеждений" путем распространения религиозной литературы из посольства Ирана среди имамов-шиитов.

Еврейская община не имела раввината, поскольку у нее не было синагог в восьми разных административных территориях и, следовательно, не отвечала требованиям для регистрации центрального офиса. Минюст выдал аккредитацию раввина для еврейской общины в 2012 году после четырехлетнего разрыва и возобновил его аккредитацию на дополнительный год в ноябре.

Правительство ограничило количество паломников в хадж до 5200, или менее чем на 20 процентов от предоставленного стране числа паломников. Местные махаллинские комитеты, районные хакимияты, СНБ и государственная комиссия по Хаджу, контролируемая Комитетом по делам религии и муфтият, по сообщениям, были вовлечены в отбор потенциальных паломников. Согласно сообщениям контактов в правозащитном сообществе Ферганской долины и Республики Каракалпакстан, было чрезвычайно трудно пройти отбор в Хадж, не прибегая к связям и другим источникам для оказания способствования.

Раздел III. Статус общественного уважения к религиозной свободе

Поступали сообщения о социальных злоупотреблениях или дискриминации по признаку религиозной принадлежности, убеждений или практики. Однако общество в целом терпимо относится к религиозным группам и религиозные группы, как правило, были терпимы друг к другу.

В январе вандалы уничтожили около 30 мраморных и гранитных плит на садовом христианском кладбище в Андижане. Милиция арестовала и возбудила уголовное дело против одного этнически русского бывшего работника кладбища, который, как сообщается, повредил надгробные плиты в отместку за свое увольнение. К концу года по этому делу дополнительной информации не было.

Общество не было толерантным к прозелитизму. Ряд неправительственных СМИ опубликовали статьи с критикой прозелитизма и верующих, принадлежащих к религиозным меньшинствам, которые считаются СМИ как "нетрадиционные". Мусульманские, православные, католические и иудейские лидеры сообщали о высоком уровне признания в обществе, а более мелкие группы меньшинств сообщали, единичные случаи нетерпимости.

Хотя правительство не запрещало лицам менять религию, существовало социальное давление не делать этого, особенно среди большинства мусульманского населения. Этнические русские, евреи, иностранцы не мусульмане пользовались большей свободой выбирать и менять свою религию, чем члены этнических групп, традиционно являющихся мусульманами, в основном этнические узбеки.

Некоторые евангелические или христианские церкви пятидесятников и церкви с новообращенными этническими узбеками, сталкивались с дискриминацией. Постоянно поступали сообщения, что этнические узбеки, которые приняли христианство, подвергались дискриминации и преследованиям.

Раздел IV. США Политика Правительства

Представители правительства США часто и непосредственно взаимодействовали с правительством принимающей страны по вопросу свободы вероисповедания, в том числе в ходе июльского визита в страну Заместителя помощника госсекретаря США по вопросам прав человека, демократии и труда. Посольство и находящиеся с визитом американские официальные лица встречались с представителями религиозных групп, гражданского общества и государственных органов, в том числе Комитета по делам религии, чтобы обсудить конкретные вопросы религиозной свободы, в том числе ограничения на религиозную литературу, отказ в регистрации религиозных общин, а также другие ограничения на верующих. Посольство подчеркивало важность религиозной свободы путем приглашения религиозных лидеров на свои официальные мероприятия. Как и в прошлые годы, посол США организовал ифтар, который включал обсуждение вопроса о религиозной свободе и терпимости.

Когда в посольстве узнавали о трудностях, с которыми сталкиваются религиозные группы или конфессиональные иностранные организации по оказанию помощи, оно выступало от их имени, где можно, связавшись с представителями правительства. Представители посольства часто обсуждали вопросы религиозной свободы с дипломатическими коллегами для координации усилий по мониторингу случаев и встречи с официальными лицами. Официальные лица США призывали правительство разрешить больше свободы религиозного самовыражения и включить религиозных узников совести в ежегодную амнистию, постоянно подчеркивая, что религиозная терпимость и политическая безопасность являются взаимодополняющими целями.

В августе 2011 года, государственный секретарь США в рамках Акта о международной религиозной свободе вновь включила Узбекистана в список стран, вызывающих особую озабоченность за участие или терпеливое отношение к особенно серьезным нарушениям свободы вероисповедания. В связи с этим обозначением, государственный секретарь объявила в тот же день отказ от применения санкций в целях "продвижения целей данного закона". Американские чиновники обсуждали с правительством реальные способы, по которым оно может улучшить ситуацию в сфере свободы вероисповедания, включая либерализацию законов о регистрации, подготовки должностных лиц и духовенства по стандартам международной религиозной свободы, а также обеспечение прав лиц исповедовать свою веру без какого-либо вмешательства правительства.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.