В Иране несовершеннолетнему правонарушителю угрожают казнью

В Иране на несовершеннолетнего правонарушителя Самана Назима вновь оказывают давление, заставляя участвовать в признательном видеоинтервью и угрожая «последствиями», в том числе смертной казнью, если тот не согласится.

Дополнительная информация

Освидетельствования в Организации судебной медицины (государственном судебно-медицинском учреждении, проводящем диагностические и клинические обследования в рамках уголовных дел) проводились по распоряжению Уголовного суда №1 провинции Западный Азербайджан по статье 91 Исламского уголовного кодекса 2013 года, которая позволяет судам заменять смертную казнь альтернативным наказанием, если они делают заключение о том, что несовершеннолетний преступник не понимал последствий своего преступления в момент его совершения либо если его умственное развитие и зрелость на момент совершения преступления вызывают сомнения.

4 февраля 2016 года Самана Назима доставили из Центральной тюрьмы города Урмия в Организацию судебной медицины в том же городе, где врачи, по всей видимости, оценивали его «умственную зрелость», предлагая ему выполнять простейшие задания, такие как счёт и перечисление названий дней недели. Его планировали отправить на дополнительное освидетельствование в Организацию судебной медицины в городе Сельмас 11 февраля 2016 года, однако процедуру отменили по причине праздника. Восемнадцатого февраля его доставили в психиатрическую больницу «Рази» в Урмии, где его осмотрели четверо врачей из Организации судебной медицины города Сельмас. Они провели психиатрический осмотр и, по всей видимости, попросили его подтвердить дату рождения, возраст на момент ареста и анамнез. За этот осмотр Саману Назиму пришлось заплатить 1 700 000 риалов (56 долларов США), хотя по закону эти издержки должно нести государство. Саман Назим уже проходил освидетельствование в Организации судебной медицины в Урмии в декабре 2015 года, где его также спрашивали о возрасте.

Самана Назима арестовали 17 июля 2011 года после перестрелки между Революционной гвардией и ПСЖК в городе Сердешт (провинция Западный Азербайджан), в ходе которой один боец Революционной гвардии был убит и три ранены. Саману Назиму в то время было 17 лет. На ранних этапах расследования ему не позволяли встречаться с адвокатом. В это время, согласно судебным документам, он признал, что стрелял в Революционную гвардию. На первом судебном заседании он отказался от этих показаний, заявив, что стрелял только в воздух и не знал о содержании письменных «признательных показаний», которые его заставили подписать на допросе, когда у него были завязаны глаза. Он сообщил суду, что во время допроса его подвешивали к потолку вверх ногами с завязанными глазами и что следователи поставили его отпечатки пальцев на документ с «признанием». Молодой человек также утверждал, что следователи вырывали ему ногти на ногах и руках, избивали, оставляя синяки на спине, ногах и животе. Суд отклонил его заявления и позволил использовать «признание» в качестве доказательства.

После всемирной кампании за отмену его казни 19 февраля 2015 года Самана Назима перевели в неизвестное место. Власти почти пять месяцев скрывали его судьбу и местонахождение, но в конечном итоге подтвердили, что он жив. Лишь в июле 2015 года власти позволили ему созвониться с родственниками. Его адвокату сообщили, что 6 апреля 2015 года глава судебной системы отсрочил его казнь, а Верховный суд отменил смертный приговор на основании нового руководства по применению наказаний в отношении несовершеннолетних согласно статье 91 исламского Уголовного кодекса 2013 года и передал его дело в суд первой инстанции на повторное рассмотрение. Девятнадцатого сентября Самана Назима перевели из северо-западной тюрьмы в Зенджане, где его удерживали в течение пяти месяцев его насильственного исчезновения, в Центральную тюрьму Урмии. Дело Самана Назима будет рассматриваться в уголовном суде №1 провинции Западный Азербайджан после апреля 2016 года.

Применение смертной казни в отношении несовершеннолетних правонарушителей (лиц, не достигших 18 лет в момент совершения преступления) строго запрещено нормами международного права в соответствии со статьёй 6(5) Международного пакта о гражданских и политических правах и статьёй 37(а) Конвенции о правах ребёнка. Иран ратифицировал оба документа.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.