Право девочек на образование в Ираке после разгрома ИГИЛ

«Я никогда не ходила в школу. Мне нужно было помогать маме по хозяйству. Я ухаживала за братьями и сёстрами, а теперь ухаживаю за своими детьми».

Эсин 20 лет, и у неё уже двое детей; из-за конфликта она была вынуждена бежать из своего дома в Мосуле на севере Ирака и укрыться в лагере для внутренне перемещённых лиц. Она не умеет читать и писать, и в таком же тяжёлом положении оказалось огромное число девочек и молодых женщин в Ираке, не имеющих доступа к образованию по разным причинам.

Другая жительница лагеря, Мириам, вышла замуж по принуждению в возрасте 15 лет. «Я не могу ходить в школу, потому что теперь я замужем. Я вышла замуж за мужчину, который не живёт в этом лагере. Я не думаю, что он хороший человек. Он стар и забирает меня из лагеря, когда захочет. Я хотела бы развестись с ним и всё время оставаться здесь».

Но у Мириам нет выбора: её семье нужны деньги. Многие семьи в Ираке, которые тоже живут в бедности, вынуждены выдавать девочек замуж, чтобы по традиции получить выкуп от семьи жениха.

После вступления в брак у девочек очень мало шансов получить доступ к образованию.

О подобных ситуациях, в которых оказались Эсин и Мириам, говорится в докладе*, опубликованном в Международный день образования. В докладе рассматривается, как традиционные гендерные роли и нормы, уровень образования в семье, бедность, предполагаемые проблемы с защитой и травма продолжают ограничивать доступ девочек к образованию в Ираке и особенно в тех районах, которые ранее находились под контролем так называемого Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ).

Данный доклад является вторым в серии докладов, посвящённых доступу к образованию как решающему стабилизирующему фактору в переходе Ирака после конфликта к устойчивой ситуации с безопасностью и долгосрочному миру, и был составлен совместно Управлением ООН по правам человека и Миссией Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ).

Гендерные различия лишают девочек образования

В Ираке около 1,2 миллионов детей по-прежнему нуждаются в образовании. Девочки и женщины несоразмерно страдают от социально обусловленных гендерных норм, и те, кто был перемещён внутри страны, сообщили о росте уровня сексуального и гендерного насилия, детских, ранних и принудительных браков, а также экономических и финансовых нарушений.

В некоторых сельских районах семьи девочек не дают им ходить в школу, а роли матери и лица, обеспечивающего уход за близкими, отдаётся большее предпочтение, чем участию в формальном секторе занятости.

Согласно докладу, эти гендерные различия еще больше усугубились в результате деятельности ИГИЛ. На территориях, которые находились под их контролем, девочки и женщины подвергались ужасным преступлениям и надругательствам. В докладе перечислены группы меньшинств, которые стали жертвами изнасилований, сексуального рабства, принудительной беременности, торговли людьми и пыток.

Бедность и уровень образования в семье

В докладе также говорится, что доступ девочек к образованию напрямую связан с уровнем образования их родителей. Во многих сельских поселениях, где долгое время не было надлежащего школьного образования, и меньшее число девочек получало образование, нет достаточного числа женщин, которые могли быть стать учителями.

Распространённая травма и страх за личную безопасность

Эмоциональная травма после многих лет жестокого правления и насилия ИГИЛ также имеет пагубные последствия. Девочки, которые приняли участие в интервью для доклада, рассказали, что по возвращении в школу они столкнулись с многочисленными трудностями, например, им сложно сосредоточиться, и они чувствуют себя беспомощными и уязвимыми.

«Многим девочкам в моём классе два года было запрещено покидать дома во время оккупации, - рассказывает Ханна, учитель из Мосула. - Они больше не могут учиться и испытывают сильную тревожность. Без психологической поддержки эти девочки не останутся в школе».

Отсутствие чувства безопасности является еще одним серьёзным препятствием для образования, как говорится в докладе, поскольку многие семьи не хотят выпускать девочек из дома из страха за их жизнь и здоровье.

Образование для девочек: путь вперёд

В то время как в докладе признаются усилия правительства Ирака гарантировать равные возможности в сфере образования для каждой девочки, в соответствии с Конституцией и национальными законами, в нём рекомендуется ряд практических мер для устранения конкретных институциональных и общественных препятствий в доступе девочек к образованию.

В докладе говорится, что любая политика в сфере образования должна способствовать просвещению девочек, а также следует создать условия для обучения, которые учитывают гендерную проблематику. Также, помимо других рекомендаций, доклад призывает усилить стимулы для зачисления в школу, расширить поддержку девочек, которые перенесли травму, и усовершенствовать программы для девочек старшего возраста и молодых женщин, которые не завершили базовое образование.

В рекомендациях вновь говорится о конкретных обязательствах правительства Ирака в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года обеспечивать всеохватное и справедливое качественное образование для девочек. Сходным образом эти обязательства активно поддерживались в рамках Универсального периодического обзора, и правительство Ирака приняло более тридцати рекомендаций в связи с ЦУР 4 о качественном образовании.

«Меры для обеспечения равного доступа к образованию способствуют укреплению прав человека в обществе в целом, включая долгосрочный мир и стабильность, - подытожил Даниель Бэлл, представитель Управления ООН по правам человека в Ираке и руководитель правозащитного компонента МООНСИ. - Доклад содержит практические рекомендации для устранения конкретных институциональных и социальных препятствий, с которыми девочки сталкиваются в доступе к образованию, и нацелен на поощрение всеохватного и справедливого образования для всех детей в Ираке».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.