Диалог с талибами — «единственный путь к решению проблем Афганистана»

Последствия разрушительного землетрясения - лишь одна из нескольких чрезвычайных ситуаций, с которыми сталкивается сегодня Афганистан. Как заявили представители ООН, выступая в четверг в Совбезе, помочь афганцам можно только продолжив диалог с де-факто властями, другого пути нет.

В начале сегодняшнего заседания Совета Безопасности ООН его участники почтили минутой молчания память жертв разрушительного землетрясения, которое произошло в Афганистане накануне. О ситуации в зоне бедствия и в стране в целом Совбез проинформировали Рамиз Алакбаров, заместитель главы Миссии ООН в Афганистане, и Мартин Гриффитс, Координатор чрезвычайной помощи ООН.

По словам Алакбарова, ООН удалось подтвердить смерть 800 и ранение 1 400 афганцев. Он также коснулся других проблем, с которыми сегодня сталкивается афганское общество. Несмотря на трудности, сказал представитель ООН, «мы твердо продолжаем верить, что стратегия постоянного взаимодействия и диалога остается единственным путем к улучшению жизни афганского народа, а также укреплению региональной и международной безопасности».

Права человека

По словам Алакбарова, ситуация с правами человека в Афганистане остается «нестабильной». Несмотря на объявление всеобщей амнистии и неоднократные заверения лидеров талибов, ООН продолжает получать заслуживающие доверия сообщения об убийствах, жестоком обращении и других нарушениях в отношении лиц, связанных с прежним правительством.

Поступают также заслуживающие доверия утверждения о нарушениях прав людей, обвиняемых в связях с Фронтом национального сопротивления и террористической организацией ИГИЛ.

«Де-факто власти все больше ограничивают осуществление основных прав человека, таких как свобода мирных собраний, свобода мнений и их свободное выражение, а также подавляют инакомыслие и ограничивают пространство гражданского общества в стране», - сказал он.

Особенно эти ограничения касаются женщин и девочек, например, запрет на получение девочками среднего образования и указ, предписывающий женщинам закрывать лицо.

«Эта политика наносит огромный ущерб экономике, - сказал он. - Психосоциальные издержки отказа от образования, например, трудно даже оценить. Женщины сегодня в массовом порядке исключаются из общественной жизни».

Экономические проблемы

Экономический кризис, возможно, является самой важной проблемой в Афганистане и потенциальной движущей силой конфликта. По оценкам, с августа экономика сократилась на 40 процентов.

Безработица может достичь 40 процентов в этом году по сравнению с 13 процентами в 2021 году, а официальный уровень бедности может подняться до 97 процентов.

«Если экономика не сможет восстановиться и последовательно расти, то афганский народ столкнется с повторяющимися гуманитарными кризисами; потенциально это будет стимулировать массовую миграцию и создавать условия для радикализации и возобновления вооруженного конфликта», - предупредил Алакбаров.

Сельское хозяйство

Афганистан также остается крайне уязвимым перед будущими климатическими и геополитическими потрясениями. Засухи, наводнения, вспышки заболеваний, поражающие как людей, так и домашний скот, а также стихийные бедствия, такие как землетрясения, еще больше усиливают его уязвимость.

Алакбаров подчеркнул, что для предотвращения голода необходимость уделять приоритетное внимание развитию сельских районов. Это также поможет сократить масштабы детского труда, улучшить показатели здоровья и создать среду, которая будет способствовать социальному развитию и позитивным изменениям.

«Это также позволит вытеснить мак и выращивать другие культуры в соответствии с недавним запретом де-факто властей на выращивание мака и производство наркотиков», - сказал он.

«При этом мы должны и дальше уделять должное внимание обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов. Подобный подход к восстановлению экономики, который разделяют и де-факто власти, позволит помочь наиболее уязвимым слоям населения», - добавил Рамиз Алакбаров.

Что касается политической обстановки, по его словам, Талибан продолжает удерживать власть в своих руках и не намерен ни с кем делиться. Тем временем общая обстановка в плане безопасности в Афганистане становится все более непредсказуемой.

Количество нападений вооруженной оппозиции на де-факто власти в мае удвоилось по сравнению с предыдущим месяцем. Хотя количество терактов ИГИЛ в целом уменьшилось, их география расширилась с шести до 11 провинций.

«Мы не можем исключать возможность усиления нестабильности, если людям отказывают в правах и не включают их представителей в состав правительства», - сказал он.

Помощь ООН

ООН намерена продолжить взаимодействие с де-факто властями Афганистана. «Несмотря на то, что международное сообщество и Талибан не сблизили позиции в вопросах прав человека, особенно прав женщин и политических прав, есть некоторые области, в которых мы можем добиться прогресса, чтобы улучшить жизнь афганцев, а также продвинуться вперед в вопросах, представляющих общий интерес, таких как борьба с наркотиками и противоминная деятельность», - отметил Алакбаров.

Что касается гуманитарной помощи, то только в период с января по апрель этого года ООН и партнеры помогли примерно 20 миллионам афганцев, включая почти 250 000 репатриантов и около 95 000 человек, пострадавших от наводнений и погодных явлений. Однако гуманитарный кризис преодолеть пока не удалось - афганцам и в следующем году потребуется постоянная поддержка.

Миллионам грозит голод

В стране, где почти половина населения (19 миллионов человек) сталкивается с дефицитом продовольствия, действуют более 190 организаций по оказанию гуманитарной помощи.

Более шести миллионов человек находятся в особо бедственном положении - это больше, чем в какой-либо другой стране мира. Об этом заявил Мартин Гриффитс, Координатор чрезвычайной помощи ООН и заместитель Генерального секретаря по гуманитарным вопросам.

В декабре прошлого года Совет Безопасности принял резолюцию, которая открывает возможность для оказания помощи афганцам и предотвращает при этом попадание средств в руки талибов. Это, по словам Гриффитса, имеет решающее значение для продолжения операций.

На этом пути, тем не менее, остается ряд препятствий. Например, официальная банковская система продолжает блокировать денежные переводы в Афганистан из-за «рисков», что вызывает сбои в цепочке поставок.

«Несмотря на наши усилия решить проблему сбоев в банковской системе хотя бы на время с помощью так называемого Фонда гуманитарного обмена, прогресса добиться не удается из-за вмешательства де-факто властей», - сказал он.

Кроме того, национальные и местные органы власти все чаще стремятся оставить за собой последнее слово в том, когда и кому оказывать помощь. Они требуют направлять помощь согласно составленным ими спискам, тем самым нарушая обещания, данные официальным лицам ООН.

Вмешательство талибов

Гуманитарные работники также сообщают, что власти Талибана все чаще требуют информацию о бюджете и кадровых решениях. В частности, неправительственные организации постоянно сталкиваются с трудностями при найме на работу афганских женщин. «Сегодня мы наблюдаем еще больше случаев вмешательства, чем в предыдущие месяцы», - заявил Гриффитс.

Он также отметил, что на операции в Афганистане не хватает средств. Гуманитарный план стоимостью четыре миллиарда долларов профинансирован только на треть - несмотря на то, что доноры в марте этого года обещали выделить необходимые средства.

Мартин Гриффитс призвал Совбез действовать, предупредив, что в противном случае афганцев ждут недоедание и голод, а последствия такого кризиса будут «разрушительны».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.