Итальянский остров принимает мигрантов: безопасность превыше всего

Молодой человек с накинутым на плечи одеялом сходит на берег с лодки итальянской береговой охраны, которая только что прибыла в порт Лампедузы. Вскоре его попросят назвать свое имя и национальность, но пока что давайте назовем его Адам.

Врач проверяет руки и живот Адама на предмет чесотки, очень заразной кожной инфекции. Затем его просят встать в очередь с десятками других мигрантов, спасенных в море и привезенных на этот крошечный остров - самую южную точку Италии примерно в 113 километрах от берегов Туниса.

Эта процедура давно отработана. На данный момент в нынешнем году Италия приютила более 70 000 мигрантов, спасённых во время их попытки пересечь Средиземное море, направляясь из Северной Африки.

"Эта проблема не должна касаться одной лишь Италии. Существует острая потребность в проявлении большей солидарности со стороны остальных стран Европы", - сказала Советник по вопросу о миграции и правах человека при Управлении ООН по правам человека Пиа Оберой, которая вошла в группу по мониторингу, посетившую Италию для оценки ситуации с правами мигрантов и беженцев.

На плавучей пристани наблюдается оживление, поскольку сотрудники миграционного центра Лампедузы организуют высадку с корабля вместе с итальянской полицией и несколькими десятками официальных представителей Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах (ФРОНТЕКС) и Европейского бюро по оказанию поддержки просителям убежища (ЕБПУ). Представитель организации Save The Children кладет руку на плечо подростка, заверяя его, что он в безопасности. Шума почти нет. Большинство мигрантов измотаны; некоторые испытывают шок. Адам тоже спокоен, но он не может перестать улыбаться.

По завершении первичных проверок Адам и другие мигранты садятся в две машины, следующие в "горячую точку" Лампедузы, закрытый центр приема мигрантов, где происходят последующие медицинские осмотры, и где представители итальянской полиции и Фронтекс регистрируют мигрантов: снимают отпечатки пальцев, делают фото, задают вопросы с тем, чтобы установить их личность, гражданство, причину их отъезда с родины и в случае детей - их возраст.

Процедура в "горячей точке" была учреждена ЕС в Италии и Греции для ускорения и организации процесса определения дальнейшей судьбы мигрантов: имеют ли они право на убежище, следует ли отправить их на родину, или же требуется дальнейшее расследование их ситуации. Данный процесс, по крайней мере, в теории призван также установить, кого можно переселить в другие государства-члены ЕС.

Усилия, которые Италия прикладывает для того, чтобы справиться с большим, но почти неизменным числом прибывающих людей за последний год, заслуживают всяческих похвал, но проблема заключается в сосредоточенности на вопросах безопасности, как говорит Оберой.

"Проблема в том, что Европа коллективно приняла решение сделать приоритетными в этой ситуации вопросы безопасности, чтобы рассматривать ситуацию скорее с точки зрения пограничного контроля и выдворения, вместо того, чтобы, в соответствии с нашими ожиданиями, это был вопрос защиты прав каждого человека, прибывшего после того, как подвергся жестокости и получил травму во время путешествия", - сказала она.

Оберой и другие члены миссии из Управления ООН по правам человека посетили центр Лампедузы и опросили мигрантов об их путешествии и о том, что случилось с ними по прибытии в Италию.

"Мы ценим то, что процедура в "горячей точке" призвана сделать процесс прохождения системы приема как можно более быстрым, но мы обеспокоены тем, что он не дает возможность выявить особенно уязвимых лиц, подвергшихся сексуальному и гендерному насилию, торговле людьми, пыткам и травмам, чтобы предоставить им необходимую помощь и поддержку", - подчеркнула Оберой.

"Также существует риск того, что без надлежащей оценки личной ситуации люди из некоторых стран могут автоматически считаться "экономическими мигрантами, не заслуживающими убежища", а не людьми, которые нуждаются в защите прав человека после того, как подверглись нарушениям у себя на родине или в пути", - добавила она.

"Мы были удивлены, что сотрудников, ответственных за процесс установления личности, куда больше чем тех, кто может оказать медицинскую, психологическую или правовую помощь", - сказала Оберой. "Небольшие изменения в штате, например, включение экспертов в области защиты прав ребенка, помогли бы решить некоторые проблемы в области прав человека".

Адам и другие прибывшие проходят через металлические ворота в "горячей точке". Внутри они сидят на скамейках и ждут прохождения процедуры установления личности со снятием отпечатков пальцев и дальнейших медицинских проверок. После этого они смогут принять душ и поесть, получить одежду и отдохнуть. Путешествие Адама еще далеко не завершено, и его будущее более чем туманно, но сейчас он может, по крайней мере, отдохнуть в этом маленьком уголке Италии.

Данная статья является первой в серии из четырех историй о миссии Управления ООН по правам человека в Италии с 27 июня по 1 июля.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.