Туркменистан: Тотальные репрессии накануне выборов

Власти Туркменистана пустословили на тему реформ лишь для того, чтобы задобрить международное сообщество. Об этом заявила Amnesty International в преддверии парламентских выборов, намеченных на ближайшие выходные (15 декабря).

"Проведение этих выборов не решит проблемы тотальных репрессий, отказа в основных правах человека и всепроникающего страха, многие годы царящего в Туркменистане, а любые показные успехи в области прав человека - просто обман", - сказал Джон Дальхизен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

В 2012 году власти богатой нефтью и газом страны, занимающей стратегическое географическое положение, приступили к реформам, которые, по их словам, должны были привести к созданию второй политической партии. Теоретически реформы также допускали появление независимых СМИ.

"Недавние реформы сводятся не более чем к условности, жесту, призванному отвлечь внимание международного сообщества. Заинтересованным иностранным инвесторам не следует обманываться насчёт этих шагов либо оправдывать ими некритическое сотрудничество с властями", - сказал Джон Дальхизен.

"На территории страны до сих пор нет ни одной подлинно оппозиционной партии, никаких независимых СМИ, и ни единой независимой правозащитной организации", - добавил он.

В докладе Amnesty International под названием Turkmenistan: An "Era of Happiness" or more of the same repression? ("Туркменистан: "эпоха счастья " или всё те же репрессии?", на англ. яз.) рассказывается о нарушениях прав человека в этой закрытой стране, где всё находится под строжайшим контролем. Независимых наблюдателей в Туркменистан не допускают, а любые каналы связи, по которым информация о реальном положении дел в стране могла бы просочиться наружу, жёстко перекрывают. Атмосфера страха простирается далеко за границы страны.

"Систематические преследования любого рода оппозиции и инакомыслия, беспрестанные сообщения о пытках в местах содержания под стражей, повсеместный отказ в праве на свободное выражение мнения, на свободу собраний и объединений продолжаются как ни в чём не бывало. Природные ресурсы и стратегическое расположение Туркменистана не должны вводить его партнёров в заблуждение насчёт реальной ситуации", - сказал Джон Дальхизен.

Обстановка страха
Как стало известно Amnesty International из источников в Туркменистане, люди избегают общения друг с другом из боязни сказать что-то не то. Ожидается, что все должны доносить властям о любой критике государства, а разговоры о политике просто не ведутся открыто. С теми, кто выражает мнения, отличные от мнения правительства, обращаются как с врагами государства.

Все виды передачи и обмена информацией практически тотально контролируются. Сообщалось, что власти вложили огромные средства в мониторинг интернета и телефонных разговоров.

Как стало известно, более 37 000 человек - диссиденты, представители религиозных сообществ и их родственники - оказались в чёрных списках, и им запрещено покидать Туркменистан, даже для жизненно необходимого лечения. Amnesty International попала в число правозащитных организаций, которым запретили въезд в страну.

Пытки и тюремное заключение
В Туркменистане широко применяются пытки с целью выбивания признательных показаний и обеспечения обвинительного приговора по итогам несправедливых процессов. Виды пыток, о которых стало известно Amnesty International, включают следующие: втыкание иголок под ногти, электрошок, удушение, систематическое сексуальное насилие, принудительное введение психотропных препаратов, избиение палками, резиновыми дубинками, пластиковыми бутылками с водой, кулаками и ногами, отказ в пище и воде, а также воздействие низких температур. По фактам утверждений о пытках никаких независимых эффективных расследований не проводилось.

Как сообщалось, заключённых, отбывающих пожизненные приговоры, подолгу держат в кандалах и регулярно избивают. По сообщениям, в одной из тюрем строгого режима максимальная высота потолка не превышает полутора метров, что не позволяет заключённым вставать в полный рост. Все связи с родственниками запрещены, и находящиеся за решёткой люди фактически "исчезают", теряя связь с внешним миром.

Отсутствие политической оппозиции
Закон "О политических партиях" 2012 года не предусматривает реальных альтернатив правящей Демократической партии. Новую Партию промышленников и предпринимателей следует рассматривать как союзника правительства, нежели как претендента на власть: первое собрание партии проходило под портретом президента Бердымухамедова. В 2012 году согласно индексу демократии журнала "Экономист", Туркменистан занимает 161 место наряду с Узбекистаном (в списке из 167 стран).

Отсутствие независимых СМИ
Новый закон о средствах массовой информации так и не создал пространства для подлинно независимых СМИ. Те немногие независимые репортёры, которые всё ещё работают в стране, регулярно подвергаются гонениям.

Корреспонденты радио "Свободная Европа"/радио "Свобода" в Туркменистане подвергаются преследованию со стороны спецслужб и неоднократному лишению свободы. Обстоятельства смерти журналистки радио "Свободная Европа"/радио "Свобода" Огульсапар Мурадовой в 2006 году, скончавшейся под стражей, так и не расследовали. Её родственники, видевшие тело, сообщили о черепной травме, следах на шее, а также о кровоподтёках и ссадинах на кистях рук. В индексе свободы прессы (по методике организации "Репортёры без границ") Туркменистан занимает 177 место в списке из 179 стран.

"Рассказ о нарушениях прав человека в Туркменистане - лишь верхушка айсберга. Реальная картина разительно отличается от "эпохи счастья и могущества" при правлении президента Гурбангулы Бердымухамедова, что бы ни заявляли государственные СМИ", - сказал Джон Дальхизен.

"Крайне важно, чтобы мировое сообщество ни в коем случае не выпускало из виду политические и гражданские свободы, а также повсеместные нарушения прав человека при переговорах с властями Туркменистана", - добавил он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.