Китай признан главным в мире тюремщиком журналистов; глобальный счёт - второй наихудший год за всё время наблюдений

Уже третий год подряд более 200 журналистов по всему миру томятся в тюрьмах в связи со своей профессиональной деятельностью, что свидетельствует о глобальном усилении авторитарных тенденций. По итогам 2014 года главным мировым тюремщиком журналистов признан Китай.

В 2014 году Комитет по защите журналистов обнаружил путём исследований, что в разных странах мира в тюрьмах сидят в общей сложности 220 журналистов - на девять больше, чем в 2013 году. Это второй наихудший глобальный счёт, зафиксированный КЗЖ за весь период ежегодно проводимой им переписи заключённых журналистов, начиная с 1990 года; он свидетельствует об усилении активности авторитарных режимов в таких странах как Китай, Эфиопия, Бирма и Египет.

Использование обвинений в антигосударственной деятельности Китаем и политика «вращающихся дверей» (одних освобождают - других сажают) в отношении репортёров, блогеров, редакторов и фотожурналистов в Иране обеспечила этим двум странам сомнительную репутацию соответственно главного и второго по значению в мире тюремщиков журналистов. Взятые вместе, Китай и Иран удерживают за решёткой треть всех журналистов, ежегодно лишаемых свободы во всём мире - и это вопреки спекуляциям о том, что новые лидеры, пришедшие к власти в каждой из этих двух стран в 2013 году, якобы могут провести либеральные реформы.

Увеличение числа журналистов, сидящих в китайских тюрьмах, с 32 в прошлом году до 44 в нынешнем году, отражает давление, оказываемое председателем КНР Си Цзиньпином на средства массовой информации, юристов, диссидентов и учёных с целью заставить их неукоснительно следовать правительственному курсу. Помимо лишения свободы журналистов Пекин издал новые рестриктивные инструкции о темах, разрешённых к освещению в прессе, и стал практиковать отказы в выдаче виз международным журналистам. Освещение вопросов, касающихся этнических меньшинств, остаётся довольно опасным занятием: почти половина нынешних заключённых - это тибетцы и уйгуры, среди которых учёный и блогер Ильхам Тохти и семеро студентов, посаженных в тюрьму за работу на его Интернет-сайте Uighurbiz. Двадцать девять журналистов попали в китайские тюрьмы по обвинениям в антигосударственной деятельности.

Администрация президента Ирана Хасана Роухани также предпринимает репрессивные меры против журналистов. В этом году иранские власти держали в тюрьмах 30 журналистов (против 35 в 2013 году и рекордного числа - 45 - в 2012 году). Лауреат Международной премии КЗЖ за свободу прессы 2014 года Сиамак Гадери был освобождён из тюрьмы в июле этого года, но в том же месяце иранские власти посадили за решётку Джейсона Резайяна, репортёра WashingtonPost. К концу 2014 года правительство Ирана так и не объяснило ни причин ареста Резайяна, ни того, какие обвинения против него выдвигаются.

В список 10 крупнейших мировых тюремщиков журналистов вошли также Эритрея, Эфиопия, Вьетнам, Сирия, Египет, Бирма, Азербайджан и Турция. Перепись журналистов-заключённых включает только тех журналистов, которые содержатся в государственных тюрьмах, и не включает тех, кто удерживается в неволе неправительственными группировками. Например, по оценкам КЗЖ, из примерно 20 журналистов, числящихся пропавшими без вести в Сирии, многие, как полагают, находятся в плену у вооружённой группировки «Исламское государство».

Власти Турции, занимавшей в 2012 и 2013 годах лидирующее место по количеству журналистов в тюрьмах, освободили большинство из них, таким образом снизив общее количество находящихся в заключении репортёров до семи на момент проведения переписи КЗЖ. Однако, 14 декабря турецкие власти задержали несколько работников СМИ по обвинению в антигосударственной деятельности. Причиной рейда, в рамках которого был задержан главный редактор поддерживающего движение «Гюлен» ежедневника «Заман», называется политическая борьба между правящей партией Президента Реджепа Тайипа Эрдогана и движением основанным проживающим в США исламским проповедником Фетхуллой Гюленом.

В Эритрее, которая постоянно фигурирует в рейтинге наихудших мировых тюремщиков, а в этом году заняла в нём третье место, власти держат в тюрьмах без всяких обвинений 23 журналиста и отказываются предоставить информацию о состоянии здоровья и местонахождении узников. В 2014 году КЗЖ провёл новое расследование по вопросу о статусе заключённых, удерживаемых в неволе длительное время в этой крайне репрессивной стране, добавив в список заключённых или вычеркнув из него всего несколько дел, но в целом получив мало информации о судьбе многих из давно томящихся в тюрьмах журналистов.

Государственные репрессии, предпринятые против независимых изданий и блогеров в Эфиопии в этом году, более чем вдвое (с 7 в прошлом году до 17 в нынешнем) увеличили число журналистов, сидящих за решёткой, и, по данным исследований КЗЖ, вынудили ещё нескольких журналистов бежать за границу.

Бирма впервые с 2011 года держала за решёткой журналистов во время проведения переписи КЗЖ: не менее 10 человек находились в неволе в этой стране, и все по обвинениям в антигосударственной деятельности. В июле пятеро сотрудников новостного еженедельника Unity были приговорены к 10 годам тюремного заключения каждый в соответствии с законом «О государственной тайне», принятом в 1923 году. Вместо того чтобы реформировать драконовские, давно устаревшие законы в сфере безопасности, правительство президента Тейна Сейна использует их для лишения журналистов свободы.

В Азербайджане власти держали в тюрьмах девять журналистов - на одного больше, чем в прошлом году. В период репрессий против «традиционных» СМИ, некоторые активисты начали использовать социальные сети в попытке донести до общественности информацию, альтернативную сообщениям официальных СМИ. В список КЗЖ не вошли как минимум четверо активистов, удерживаемых в этом году в тюрьмах Азербайджана за создание и управление в сети Facebook страницами, на которых они вместе с другими журналистами размещали новостные сообщения и комментарии о нарушениях прав человека и статьи о предположительных случаях широко распространённой коррупции.

Египет более чем удвоил число посаженных в тюрьму журналистов как минимум до 12 человек, среди которых трое журналистов международной телекомпании «Аль-Джазира».

В последние годы в Северной и Южной Америке журналистов всё реже подвергают тюремному заключению; в 2012 и 2013 годах на обоих континентах было задокументировано всего по одному такому случаю. В этом году это число увеличилось до двух: один из блогеров на Кубе был приговорён к пяти годам тюремного заключения за критические публикации; в Мексике независимый журналист, отстаивающий права индейцев майя, был обвинён в подстрекательстве к мятежу.

Среди других тенденций и фактов, установленных в ходе исследований КЗЖ, можно отметить следующие:

  • Сегодня в тюрьмах по всему миру томятся 220 журналистов (в 2013 году, по данным КЗЖ, их было 211). Статистика 2014 года является второй наихудшей после 2012 года, когда КЗЖ задокументировал 232 случаев тюремного заключения журналистов в связи с их профессиональной деятельностью.
  • В масштабах всего мира 132 журналиста (60%) были отправлены в тюрьмы по обвинениям в антигосударственной деятельности - подрывной деятельности или терроризме. Это гораздо больше, чем количество журналистов, сидящих за решёткой по другим обвинениям, таким как диффамация или оскорбления, но в целом примерно пропорционально обвинениям в антигосударственной деятельности, выдвигавшихся против них в предыдущие годы.
  • 45 журналистов (20%) из тех, кто посажен в тюрьмы в разных странах мира, отбывают сроки тюремного заключения без предъявления им каких-либо обвинений.
  • Более половины (119) из томящихся в неволе журналистов являются сотрудниками электронных СМИ, 83 - печатных СМИ, 15 - радио и 14 - телевидения.
  • Около трети (67) сидящих в тюрьмах по всему миру журналистов были фрилансерами, что примерно соответствует статистическим данным за 2013 год.
  • Численность журналистов-узников тюрем возросла в Эритрее, Эфиопии, Китае, Бангладеш, Таиланде, Азербайджане, Бахрейне, Египте, Израиле и на оккупированных палестинских территориях, а также в Саудовской Аравии.
  • Группа стран, где не было заключённых в тюрьмы журналистов в 2013 году вплоть до переписи КЗЖ 2014 года, включает Камерун, Свазиленд, Мексику, Кубу, Бирму и Беларусь.

КЗЖ использует термин «журналисты» применительно к людям, освещающим новости или комментирующим общественные события в средствах массовой информации, в том числе печатных СМИ, фотоизданиях, радио- и телепередачах, а также электронных СМИ. В своей ежегодной переписи журналистов в неволе КЗЖ упоминает только тех журналистов, которые, по его уточнённым данным, отбывают тюремное заключение в связи со своей профессиональной деятельностью.

КЗЖ считает, что журналисты не должны лишаться свободы за то, что они делают свою работу. Организация рассылает письма, выражающие её серьёзную озабоченность, во все страны, где хотя бы один журналист сидит в тюрьме. За последний год правозащитная деятельность КЗЖ привела к досрочному освобождению в разных странах мира как минимум 41 журналиста.

Перепись КЗЖ фиксирует тюремную статистику по состоянию на 12:01 часов 1 декабря 2014 года. Она не включает данные по многим журналистам, которые отправлялись в тюрьмы и выходили на свободу в течение года; более подробную информацию по их делам можно найти на сайте КЗЖ. Журналисты остаются в списке КЗЖ до тех пор, пока организация не установит с достаточной степенью определённости, что они либо вышли на свободу, либо умерли в местах заключения.

Журналисты, которые либо пропали без вести, либо похищены негосударственными структурами - например, преступными бандами или вооружёнными группировками - не включаются в перепись КЗЖ. Их дела помечаются грифом "Пропал без вести" или "Похищен".

Шазде Омари - редактор новостей КЗЖ. В прошлом она сотрудничала в качестве редактора с изданием The Village Voice, а также работала в качестве журналиста и редактора в Греции и США.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.