Узбекистан: На сбор хлопка принудительно вывели каждого пятого взрослого жителя страны

Примерно каждому пятому взрослому жителю Узбекистана пришлось поработать в этом году на хлопковых полях, говорится в опубликованном 14 ноября докладе «Хлопковой кампании» (Cotton Campaign), являющейся коалицией активистов, старающихся положить конец использованию правительством подневольного труда.

По данным исследователей «Хлопковой кампании», во время недавно закончившегося сезона сбора хлопка на поля заставили выйти примерно 4 млн взрослых жителей республики, по большей части служащих государственных организаций. По последней информации из справочника ЦРУ, население Узбекистана приближается к 29 миллионам человек. Четверть страны - это дети до 14 лет, а еще 21% - молодые люди от 15 до 24 лет. Исходя из этих данных, вкупе с цифрами, представленными «Хлопковой кампанией», получается, что в принудительном порядке выехать на хлопковые поля пришлось как минимум 20% жителей республики старше 18 лет.

Узбекское правительство подверглось острой критике со стороны международного сообщества за широкое использование принудительного детского труда при сборе хлопка. В последние годы власти республики сократили количество детей, выгоняемых вместо учебы на поля, но зато вместо них начали принудительно вывозить больше взрослых.

«Недостаточно сократить количество детей на полях, принудительно заставляя работать еще большее количество взрослых. Правительство должно разрушить систему принудительного труда», - приводятся в докладе «Хлопковой кампании» слова Умиды Ниязовой, директора Узбекско-германского форума по правам человека, подготовившего предварительный отчет относительно данного хлопкоуборочного сезона.

По данным организации, правительство устанавливает квоты, в соответствии с которыми на поля вывозят от 30% до 60% работников бюджетных организаций, включая школы, больницы и местные органы власти. В некоторых районах принуждают собирать хлопок и родителей школьников. Квоты в 2014 году значительно увеличились по сравнению с прошлым годом. Узбекистан стоит на пятом месте в мире по производству хлопка-сырца.

«Хлопковая кампания» документально подтвердила 17 смертей во время хлопкоуборочного сезона 2014 года, которые, по утверждению организации, напрямую связаны с применением правительством Узбекистана подневольного труда. В частности, при пожаре погибли двое детей, т.к. их мать была вынуждена выйти на сбор хлопка, но не смогла найти никого, кто мог бы присмотреть за ними. В 2013 году «Хлопковой кампанией» было зафиксировано 11 связанных с подневольным трудом смертей.

В докладе также отмечается, что, хотя применения детского труда сократилось с 2012 года, полностью эта практика пока не искоренена. Организацией зафиксированы случаи отправки на поля учеников старших классов в Кашкадарьинской, Джизакской и Самаркандской областях.

Между тем, в обнародованном недавно отчете о денежных потоках в хлопковом секторе Узбекистана отмечается, что сектор не просто неэффективно работает, а специально устроен так, что львиная доля доходов оседает в карманах властной верхушки, а большинство фермеров стонут под тяжестью долгов.

«Правительство ежегодно спускает местным чиновникам план по заготовке хлопка и зерна, а те навязывают этот план агропроизводителям, - говорится в отчете. - За невыполнение плана местным хокимам грозит смещение с должности, а фермерам - целый ряд экономических и административных наказаний».

В отчете описывается, как фермерам предписывается получать ссуды, оборудование и прочие принадлежности у контролируемой государством монополии, а затем принудительно продавать хлопок государственным предприятиям по устанавливаемым государством и искусственно заниженным ценам.

«Чаще всего фермерам не удается получить достаточно прибыли от выращивания хлопка, чтобы скопить денег на развитие ферм или хотя бы выплачивать справедливые зарплаты работникам», - утверждается в отчете под названием «Спрятанная у всех на виду: Политэкономия хлопкового сектора Узбекистана».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.