Таджикистан: наступление на гражданское общество

"Таджикские власти должны положить конец преследованию правозащитников и НПО в стране", - призывает Обсерватория по защите прав правозащитников (совместная программа OMCT - FIDH). По завершении своей миссии в Таджикистан Обсерватория выделила две основные проблемы в регионе: отсутствие возможности для адвокатов беспрепятственно выполнять свою работу и значительные ограничения в отношении правозащитных организаций - в частности, тех, кто получает иностранное финансирование.

С 15 по 21 ноября 2015 года в Таджикистан была направлена миссия по установлению фактов о положении правозащитников и неправительственных организаций (НПО). Делегация встретилась с представителями гражданского общества и дипломатического корпуса в Душанбе и Худжанде и выражает сожаление, что, не удолось встретиться с Омбудсменом, другими представителями государственной власти (в частности, Управлением гарантий прав человека Исполнительного Аппарата Президента РТ, Министерством юстиции (Управление регистрации юридических лиц), и Налоговым комитетом), несмотря на официальные запросы, поданные и рассмотренные в установленном порядке, что само по себе является тревожным сигналом, как и другие данные, полученные в ходе миссии.

"В начале 2014 года Таджикистан обязался следовать международным стандартам в области прав человека, чтобы обеспечить стабильную рабочую обстановку для представителей гражданского общества. В настоящее время натиск на НПО и адвокатов со стороны властей наглядно демонстрирует отступление властей от первоначальной цели, и сейчас самое время для Таджикистана выполнить свои международные обязательства"

Питер Зангл, представитель Всемирной Организации против пыток (OMCT) в Европейском Союзе, возглавивший миссию.

Делегация обеспокоена тем, что демократия и верховенство права в Таджикистане сейчас под угрозой: новый закон об адвокатуре и адвокатской деятельности 2015 года, в который уже были внесены поправки, устанавливает процедуру подтверждения квалификации, обязательную в том числе и для адвокатов с многолетним стажем, что подрывает независимость института адвокатуры. Данные изменения существенно затруднят доступ к юридической профессии, а таджикская Коллегия адвокатов окажется де-факто под контролем Министерства юстиции.

Более того, вызывает беспокойство тот фак, что сегодня в Таджикистане стало практически невозможно найти адвокатов, по защите фундаментальных прав человека в странекоторые брались бы за дела, касающиеся пыток. Из-за страха уголовного преследования адвокаты предпочитают не работать с данной категорией дел, в то время как пытки и другие виды жестокого обращения, в том числе применяемые в структурах Вооруженных Сил, остаются широко распространенными и безнаказанными в Таджикистане.

Данные, полученные в ходе миссии, также подтверждают, что в Таджикистане правозащитные НПО работают во все более небезопасной обстановке.

В частности, делегация миссии обеспокоена тем, что деятельность правозащитников и НПО в Таджикистане ограничивается законодательством и политикой властей, а именно, статьей 27 2 Закона «Об общественных объединениях", в которую 10 июня 2015 года были внесены поправки. Эти поправки обязывают уведомлять о полученных из-за рубежа грантах, которые Министерство Юстиции вносит в специальный реестр с указанием конкретеого проекта, что создает ненужную волокиту. Хотя по полученным данным, поправки уже вступили в силу, но пока неизвестно, какая именно процедура регистрации грантов в итоге будет установлена, и правозащитные НПО находятся в подвешенном состоянии.

"Мы опасаемся, что созданные бюрократические барьеры в деятельности общественных объединений, получающих иностранное финансирование, повлияют на увеличение степени контроля за этими организациями со стороны властей"

Екатерина Ванслова, член делегации, юрист российской правозащитной организации "Комитет по предупреждению пыток".

Более того, увеличились внеплановые проверки НПО, основания которых остаются неясными и которые сопровождаются правовыми последствиями для НКО. Юристы, защищающие права лиц, обвиняющихся в религиозном экстремизме, терроризме или подрыве национальной безопасности, также находятся под пристальным наблюдением властей.

С трудностями правового характера сталкиваются и такие виды некоммерческих организаций, как общественные фонды, которые не подпадают под действие Закона «Об общественных объединениях» и регистрируются налоговыми органами. В последнее время Налоговый комитет начал отказывать в регистрации общественных фондов и предпочитает отсылать в Министерство юстиции для регистрации, в то время как согласно законодательству страны Министерство юстиции не имеет отношения к общественным фондам. Например, 05 июня 2015 года, Налоговый комитет Республики Таджикистан подал в суд исковое заявление о ликвидации общественного фонда «Нотабене» за то, что фонд якобы использовал «пробелы в законодательстве» во время регистрации. В настоящее время в районном суде И.Сомони г.Душанбе идет рассмотрение иска Налогового Комитета РТ.

Обсерватория обеспокоена последними событиями, которые негативно влияют на работу правозащитных организаций и умаляют ту важную функцию, которую они выполняют. Независимость институтов гражданского общества в Таджикистане находится под угрозой.

Отчет по результатам миссии будет опубликован в ближайшие месяцы, в нем будут представлены подробные выводы и рекомендации правительству Таджикистана, негосударственным структурам, Организации Объединенных Наций, Европейскому Союзу, ОБСЕ и иностранным посольствам в Таджикистане.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.