Доступ к образованию в тезисах

Во «Всеобщей декларации прав человека» в статье 26 говорится, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным». 16 октября 1973 года Российская Федерация ратифицировала «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», где в статье 13 государствами-участниками признается, что «начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех». 16 августа 1990 Российская Федерация ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка», согласно 28 статье которой государства-участники «признают право ребенка на образование» и «вводят бесплатное и обязательное начальное образование». С 1996 года Российская Федерация является членом Совета Европы и обязалась выполнять «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод», где в статье 2 Протокола № 1 утверждается, что «никому не может быть отказано в праве на образование». В Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43, сказано: «каждый имеет право на образование», а также гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что принципы государственной политики заключаются в «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования». Несмотря на указанное, уже с середины 90-ых годов в ряде регионов предпринимались попытки по установлению норм, которые бы ставили запись детей в образовательные учреждения в зависимость от наличия регистрации в том или ином регионе: – Принятие Правительствами Москвы и Московской области постановления № 241-28 от 30.03.1999 года, где в пункте 5 находилось предписание о приеме детей в школы и детские сады только при наличии у родителей регистрации в Москве и Московской области. Комитет «Гражданское содействие» оспорил этот пункт постановления в Московском городском суде, который признал неправомерным положение о требовании регистрации. – В 2012 году попытка введения запрета на прием в школы детей без регистрации была предпринята на уровне России. Министерство образования и науки РФ издало приказ №107 от 15 февраля 2012 года «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», где предписывалось принимать в первый класс детей, которые зарегистрированы в указанном регионе. Таким образом, иностранные граждане без регистрации лишались доступа к образованию. Комитет «Гражданское содействие» привлек внимание СМИ к приказу, после чего Министерство образования и науки РФ издало письмо №ИР-535/03, в котором разъяснило, что приказ не должен ограничивать права на всеобщее образование. – 22 января 2014 года Министерство образования и науки РФ издало приказ №32, который стал использоваться в качестве обоснования отказа в приеме документов на поступление ребенка в школу при отсутствии регистрации. Отменить или изменить этот приказ Комитету «Гражданское содействие» на данный момент не удалось, несмотря на попытку оспорить его в Верховном суде РФ. Эти проблемы приводят к систематическим и институционально установленным нарушениям права детей на образование в Российской Федерации: 1. Требование регистрации по месту жительства или пребывания как необходимого условия для зачисления ребенка в образовательное учреждение; 2. Требование для поступления в школу доказательства легальности пребывания родителя (законного представителя) на территории Российской Федерации; 3. Затрудненность (а в ряде случаев – невозможность) получения образования для детей, не владеющих русским языком, а также детей с ограниченными возможностями. Требование регистрации В 2014 году в Комитет «Гражданское содействие» начали обращаться иностранные граждане с жалобами на то, что детей не берут в школы из-за отсутствия регистрации по месту пребывания. Данные отказы директора школ, а также региональные управления образования мотивировали ссылкой на Приказ №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Минобрнауки от 22 января 2014 года. В приказе говорится, что «родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории». В 2015 году в городе Москва (самом населенном и наиболее привлекательном для иностранных граждан регионе России) запись в образовательные учреждения через интернет, а именно через Портал государственных онлайн услуг города Москвы, стала единственным способом подачи заявления для поступления ребенка в школу. Форма заявления устроена так, что родители ребенка не могут подать его без указания адреса регистрации. Более того, в подразделе «Запись в 1-й класс» в пункте «Кто может обратиться за услугой» значится, что это «родители (законные представители), дети которых: зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории города Москвы», а также «зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории города Москвы». В пункте «Перечень необходимых документов» указан «адрес регистрации ребенка по месту жительства или пребывания на территории города Москвы». В подразделе «Запись во все классы», в пункте «Кто может обратиться за услугой» требование регистрации отсутствует, но в пункте «Перечень необходимых документов» сказано, что «для регистрации электронного заявления необходимы сведения о рождении и адреса регистрации ребенка в г. Москве» Поэтому на данный момент иностранный гражданин без регистрации не может устроить своего ребенка в школы города Москвы. Это касается: а) лиц, ищущих убежища, б) людей, получивших статус беженца или временное убежище в России, но не имеющих возможность оформить себе регистрацию, в) иностранных граждан, которые обжалуют отказ в предоставлении убежища, г) а также всех недокументированных мигрантов. В некоторых случаях директора при устройстве ребенка в школы требуют у родителей годовую регистрацию, не соглашаясь принимать трехмесячную, которую делают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом режиме. Требование для поступления в школу доказательства легальности пребывания и координация между органами образования и миграционным контролем В приказе №32 также говорится, что родители детей, являющихся иностранными гражданами, при записи ребенка в школу должны предъявить документ, «подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации». Это правило делает невозможным доступ к образованию на территории всей Российской Федерации детей недокументированных мигрантов. Также это касается иностранных граждан, ищущих убежище на территории России, но еще не получивших его или находящиеся на стадии обжалования отказа. Процесс обжалования может тянуться несколько лет, в течение которого дети беженцев остаются без доступа к образованию. Отдельную проблему представляет использование образовательных учреждений в целях выявления недокументированных мигрантов. Эта проблема особо остро стоит в Москве и Санкт-Петербурге, проявляется и в других регионах. Так, Комитет «Гражданское содействие» с 2014 года ведет работу с общиной беженцев из Сирии в городе Ногинск Московской области. Руководитель управления образования этого города Наталья Сергеевна Асоскова заняла предельно жесткую позицию по вопросу доступа иностранных детей в школы подведомственной ей территории. Ссылаясь на приказ №32, Асоскова не только не способствовала усилиям Комитета «Гражданское содействия» по записи детей из Сирии в школу, но и когда это в единичном случае удалось, то написала официальный выговор директору школы. По этой причине большинство детей беженцев из Сирии до сих пор (май 2016 года) не может начать учиться в образовательных учреждениях города Ногинска. Тесное сотрудничество между органами образования и контролирующими миграцию ведомствами часто не скрывается. Так, например, в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» заместитель начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Никифоров открыто заявил: «Нужно отдать должное комитету по образованию и школам – с их стороны ведется тщательный контроль за легальностью нахождения в Петербурге учеников-мигрантов». Согласно документу за подписью заместителя руководителя департамента образования Марины Смирницкой, поступившему в распоряжение интернет-издания «Газета.ру», Департамент образования Москвы указывает руководителям школ на необходимость заполнения в электронной базе информацию о гражданстве обучающихся детей. Затрудненность (а в ряде случаев и невозможность) получения образования для детей, не владеющих русским языком, а также детей с серьезными проблемами здоровья Отсутствие финансирования и соответствующая миграционная политика привели к крайней затрудненности образования для детей, не знающих русский язык. Так, по состоянию на начало 2016 года в Москве существовало всего две школы, где предоставлялось системное и бесплатное обучение русскому языку как иностранному наряду с другими общеобразовательными предметами. При этом всего в столице порядка 750 школ, а количество мигрантов, проживающих в Москве, составляет примерно треть от всех мигрантов, пребывающих на территории России. Согласно статистике ФМС, на 5 апреля 2016 года на территории Российской Федерации находилось 805 468 детей-иностранцев (17 лет и менее), которые пребывали в России более 6 месяцев. Комитету «Гражданское Содействие» неизвестна статистика по всей России, но, по некоторым данным за 2014-2015 учебный год, бесплатные курсы в школах русского языка в Москве посещали всего 262 ребенка. Еще 327 ребенка в школах занимались на курсах «русский язык как иностранный». Как в 2015 году продемонстрировал обширный доклад Human Rights Watch, дети с ограниченными возможностями также сталкиваются с серьезными проблемами, и в ряде случаев – невозможностью получения квалифицированного образования в Российской Федерации. Это касается всех детей, в том числе – обладающих российским гражданством. Но дети с ограниченными возможностями и без российского гражданства сталкиваются с дополнительными трудностями, которые не описаны в докладе. Помимо требований о наличии регистрации и доказательства со стороны их родителей (законных представителей) права на пребывание на территории Российской Федерации, они не могут получить направление в специализированные учебные заведения или быть включенными в индивидуальные программы обучения без медицинского освидетельствования. Последнее организовано таким образом, что его получить не могут те, кто не прикреплен к районным поликлиникам. Прикрепление же к ним доступно лишь обладателям полиса обязательного медицинского страхования. Его могут получить только российские граждане, а также иностранцы, имеющее статус временного убежища, беженца, РВП или вид на жительство. Таким образом, права быть прикрепленными к поликлиникам, и, следовательно, иметь возможность получения бесплатного медицинского освидетельствования для своих детей с ограниченными возможностями, лишаются иностранные граждане из стран, которые находятся на территории Российской Федерации: а) на основании патента, б) на основании деловой, учебной или какого-либо иного вида визы, в) иностранные граждане, находящиеся в процедуре получения временного убежища, а также обжалующие отказ в его предоставлении, г) недокументированные мигранты. Суммируя, мы можем говорить о серьезных и систематических нарушениях права детей на образование в Российской Федерации: – В Москве, то есть самом населенном, а также наиболее популярном среди мигрантов регионе Российской Федерации, через установление особых правил поступления детей в образовательные учебные заведения нарушается право на образование для всех детей, которые не имеют московской регистрации; – Во всей Российской Федерации на основании приказа Министерства образования и науки РФ лишаются права на образование все дети, родители (законные представители) которых не могут доказать своего права на пребывание на территории Российской Федерации; – Часто дети иностранных граждан не имеют доступа к обучению русскому языку, а через особый порядок получения медицинского освидетельствования во всей Российской Федерации дети с ограниченными возможностями целого ряда категорий иностранных граждан лишаются права на образование. Рекомендации: – Законодательно установить, что требование регистрации при поступлении ребенка в школу является должностным нарушением. Убрать требование регистрации из соответствующих форм зачисления ребенка в школы, в том числе из Портала государственных услуг города Москвы; – Упразднить требование о предоставлении родителями (или законными представителями) документов, доказывающих их право на пребывание на территории Российской Федерации для записи их детей в школы; – Отложить в школах введение любых процедур по выяснению гражданства и миграционного положения ребенка до выработки и внедрения законов, обеспечивающих неправомочность передачи данных о легальном статусе ребенка и его родителей из образовательных учреждений в органы по контролю миграции; – Стимулировать организацию в школах бесплатных курсов русского языка как иностранного; – Обеспечить возможность прохождения медицинских комиссий и направления детей с ограниченными способностями в специальные школы или создания для них специальных программ в обычных школах.
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.