Заключение № 87 (L) — 1999 год: Общее заключение по международной защите

Исполнительный комитет

Положение в области защиты

a) выражает глубокое сожаление в связи с серьезными нарушениями за прошедший год международно признанных прав беженцев, лиц, ищущих убежища, и других соответствующих лиц и по-прежнему особенно озабочен тем, что систематические нарушения прав человека, откровенное игнорирование международного гуманитарного права и политика массовой высылки населения и этнических чисток привели во многих регионах мира к значительным масштабам перемещения населения внутри своих стран и за их пределы;

b) вновь подтверждает соответствующие заключения, в частности п. j) заключения № 81 (XLVIII), где признается тяжелое бремя, лежащее, в частности, на развивающихся странах; и с удовлетворением отмечает, что значительное число развивающихся стран, стран с переходной экономикой и других стран с ограниченными ресурсами, которые вследствие своего географического положения принимают большое число беженцев и лиц, ищущих убежище, продолжают предоставлять убежище и обеспечивать защиту беженцев в соответствии с международным правом и установленными принципами и нормами;

c) вновь подтверждает п. о) своего заключения № 85 (XLIX), в котором он заявил о своей приверженности принципу международной солидарности и разделения бремени; заявляет о своей высокой оценке случаев, когда эти принципы были в прошлом году претворены в конкретные действия; и призывает далее государства и УВКБ ООН продолжать предпринимать усилия по обеспечению более широкой реализации этих важных принципов;

d) признает, что присутствие огромных масс беженцев в городах и сельской местности развивающихся стран ложится тяжелым бременем на экономику и окружающую среду этих стран и что больше внимания следует уделять преодолению этих негативных последствий; и призывает УВКБ ООН играть свою роль катализатора в целях мобилизации помощи международного сообщества для решения проблемы ухудшения состояния окружающей среды в районах, принимающих беженцев, а также для преодоления экономических и социальных последствий концентрации крупных групп беженцев;

e) с удовлетворением отмечает присоединение Грузии и Казахстана к Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г. к ней, в результате чего число государств - участников одного или обоих этих договоров достигло 138; и призывает УВКБ ООН и государства активизировать свои усилия по содействию более широкому присоединению к этим договорам и всестороннему их осуществлению;

Система защиты беженцев

f) вновь подтверждает, что основой международного режима в области беженцев по-прежнему являются Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол 1967 г. к ней; признает вместе с тем возможную необходимость разработки дополнительных форм защиты и в этом контексте призывает УВКБ ООН провести консультации с государствами и соответствующими заинтересованными сторонами для изучения всех аспектов данного вопроса;

g) вновь подтверждает п. d) заключения № 85 (XLIX) и призывает все заинтересованные стороны сосредоточить свое внимание на оживлении старых и налаживании новых отношений партнерства в интересах поддержки международной системы защиты беженцев в духе международной солидарности и разделения ответственности;

h) отмечает, что в этом году празднуется пятидесятая годовщина принятия Женевских конвенций 1949 г. о праве вооруженных конфликтов; призывает государства и другие стороны вооруженных конфликтов строго соблюдать международное гуманитарное право; а также призывает УВКБ ООН продолжить укрепление сотрудничества с Международным комитетом Красного Креста, Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца;

i) отмечает, что в этом году празднуется также тридцатая годовщина принятия Конвенции Организации африканского единства, регулирующей конкретные аспекты проблемы беженцев в Африке; признает, что принятие этой Конвенции стало вкладом в разработку региональных норм защиты беженцев; и призывает УВКБ ООН продолжать тесно сотрудничать с Организацией африканского единства в целях активизации защиты беженцев в Африке;

Доступ к защите

j) вновь заявляет, что институт убежища имеет важнейшее значение для международной защиты беженцев; вновь подчеркивает важное значение обеспечения доступа к процедурам предоставления убежища; напоминает заключения № 15 (XXX) от 1979 г. и № 58 (XL) от 1989 г. о беженцах, не имеющих страны убежища, и неорганизованном перемещении лиц, ищущих убежища; и подтверждает в этой связи необходимость надлежащего применения таких понятий, как «безопасная страна происхождения», «альтернатива исходу внутри страны» и «безопасная третья страна», с тем чтобы это не приводило к неоправданному отказу в доступе к процедурам предоставления убежища или к нарушению принципа невысылки;

k) признает необходимость решения государствами как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества проблемы недобросовестного осуществления или нарушения процедур определения статуса беженца и настоятельно призывает государства обеспечить соответствие внутреннего законодательства и административной практики, включая меры по контролю за миграцией, принципам и стандартам применимых норм беженского права и норм в области прав человека, установленным в соответствующих международных договорах;

l) вновь подтверждает заключение № 58 (XL) о неорганизованном перемещении; с обеспокоенностью отмечает, что беженцы, уже нашедшие защиту и продолжающие ею пользоваться в первой стране убежища, продолжают в значительных масштабах неорганизованно перемещаться в другие страны; и призывает УВКБ ООН, государства и другие соответствующие заинтересованные стороны активизировать сотрудничество для анализа причин такого перемещения, в частности, в целях обеспечения обращения с лицами, ищущими убежище, и беженцами в соответствии с максимально высокими стандартами защиты в первых странах убежища и информирования о рисках и опасностях, связанных с неорганизованным перемещением, особенно касающихся эксплуатации инициаторами перемещения; кроме того, призывает УВКБ ООН сотрудничать со странами транзита и назначения в целях обеспечения удовлетворения потребностей таких лиц, ищущих убежище, и беженцев в области защиты и помощи;

m) ссылается на заключение №№ 15 (XXX) о беженцах, не имеющих страны убежища, 30 (XXXIV) о проблеме явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств о предоставлении статуса беженца или убежища и 58 (XL) о проблеме явно не обоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств о предоставлении статуса беженца или убежища; и предлагает УВКБ ООН продолжить изучение вопросов, вытекающих из концепции явно необоснованных ходатайств, и представить данному Комитету доклад по этому вопросу в соответствующее время;

Особые потребности в области защиты

n) с признательностью отмечает особые усилия, предпринимаемые государствами по учету тендерных аспектов в политике, нормах и практике в области предоставления убежища; призывает государства, УВКБ ООН и другие соответствующие заинтересованные стороны содействовать более широкому пониманию того, что преследование может быть связано с тендерными вопросами или принимать форму насильственных действий сексуального характера; призывает далее УВКБ ООН и другие соответствующие заинтересованные стороны разрабатывать, пропагандировать и осуществлять руководящие принципы, кодексы поведения и программы подготовки по гендерным аспектам проблемы беженцев в целях содействия всестороннему учету гендерных вопросов и повышению ответственности за осуществление политики по тендерной проблематике;

o) призывает государства содействовать реализации и защищать права человека всех беженцев; выражает особое и глубокое беспокойство в связи с тем, что беженцы, имеющие особые потребности в области защиты, в том числе женщины и дети, все чаще становятся объектом эксплуатации, принудительно призываются на военную службу и подвергаются различным формам насилия; и призывает государства принимать соответствующие меры защиты;

p) призывает государства, УВКБ ООН и другие соответствующие заинтересованные стороны с учетом того, что пожилые беженцы особенно страдают от дезинтеграции общества, хронической зависимости и других негативных аспектов положения беженцев, активизировать усилия по обеспечению того, чтобы права, потребности и достоинство пожилых беженцев в полной мере уважались и им были посвящены соответствующие программные мероприятия;

Безопасность беженцев

q) ссылается на резолюцию 1208 (1998) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 19 ноября 1998 г.; по-прежнему глубоко озабочен в связи с продолжающимися военными или вооруженными нападениями на беженцев и другими угрозами их безопасности, в том числе в связи с проникновением вооруженных элементов в лагеря и поселения беженцев; вновь подчеркивает ответственность государств, принимающих меры, когда это целесообразно, совместно с УВКБ ООН и в сотрудничестве друг с другом и с другими подразделениями системы Организации Объединенных Наций по сохранению гражданского и гуманитарного характера лагерей и поселений беженцев и обеспечению их безопасности, в частности посредством выявления вооруженных элементов и их обособления от беженцев и переселения беженцев в безопасные места; и призывает государства и УВКБ ООН в сотрудничестве друг с другом и с другими подразделениями системы Организации Объединенных Наций продолжать предпринимать усилия по укреплению безопасности и гражданского характера лагерей и поселений беженцев;

Долговременные решения

r) вновь подтверждает, что добровольная репатриация, интеграция на местах и переселение являются традиционными решениями проблемы беженцев и что все они по-прежнему остаются реальными и важными мерами реагирования при возникновении потоков беженцев; вновь заявляет, что добровольная репатриация в случаях, когда она осуществима, по-прежнему является предпочтительным решением проблем беженцев в большинстве соответствующих ситуаций; и отмечает, что обеспечению долговременных решений может способствовать сочетание решений с учетом особенностей положения беженцев в каждом конкретном случае;

Лица без гражданства и вынужденные переселенцы

s) с беспокойством отмечает сохранение проблем безгражданства; с удовлетворением отмечает присоединение Чада к Конвенции 1954 г. о статусе апатридов и Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства, а также присоединение Зимбабве и Сент-Винсента и Гренадин к Конвенции 1954 г. о статусе апатридов; и призывает УВКБ ООН продолжать содействовать дальнейшему присоединению соответствующих государств к обоим договорам и их всестороннему осуществлению;

t) ссылается на заключение № 75 (XLV) о внутренне перемещенных лицах; принимает к сведению резолюцию 53/12 5 Генеральной Ассамблеи, принятую в декабре 1998 г.; подтверждает актуальность Руководящих принципов по вопросу о перемещении лиц внутри страны и вновь заявляет о своей поддержке роли УВКБ ООН в отношении вынужденных переселенцев исходя из критериев, определенных Генеральной Ассамблеей.

Комментарии:
50-я сессия Исполнительного Комитета.