Доклад Amnesty International по Узбекистану: США и Европа закрывают глаза на пытки

Геостратегические и бизнес-интересы отодвигают в тень нарушения прав человека в Узбекистане. «Тот факт, что США, Германия и другие страны Европейского союза закрывают глаза на системный характер применения пыток в Узбекистане, неизбежно влечёт за собой продолжение ужасающих нарушений прав человека», - заявила Amnesty International в новом докладе, опубликованном сегодня.

Доклад Тайны и ложь: Признания, полученные под пытками в Узбекистане, вскрывает «центральную роль», которую повсеместные пытки и иные виды жестокого обращения играют в системе правосудия страны, а также давление, которое правительство оказывает на любые группы, которые по его мнению представляют угрозу национальной безопасности. В докладе сообщается, что милиция и силовые структуры часто используют пытки для получения признательных показаний, для запугивания целых семей или как угрозу при вымогательстве взятки.

«Не секрет, что любой, кто попал в немилость у властей Узбекистана, может быть задержан и подвергнут пыткам. Никто не может избежать цепкой хватки государства», - заявил Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International по Европе и Центральной Азии, представляя доклад в Берлине.

«Постыдно, что многие правительства, включая США, закрывают глаза на ужасающие пытки, по-видимому, опасаясь огорчить своего союзника в «войне с террором». Другие правительства, например, Германия, по всей видимости, больше беспокоятся о бизнес-возможностях и не хотят раскачивать лодку».

«Стратегическое терпение» - постыдная стратегия перед лицом нарушений прав человека

В свете приближения 10-летней годовщины произошедших в мае 2005 года в Андижане массовых убийств сотен протестующих, доклад Amnesty International освещает то, как США и правительства стран ЕС, включая Германию, ставят интересы безопасности, политические, военные и экономические интересы выше значимых действий, которые бы оказали давление на власти Узбекистана с целью добиться от них полного уважения прав человека и прекращения пыток.

Европа

Европейские санкции, введённые в отношении Узбекистана после массовых убийств в Андижане в 2005 году, были сняты в 2008 и 2009 годах; визовые ограничения были аннулированы и разрешена продажа оружия, несмотря на то, что никто не был призван к ответу за убийства. Последний раз министры иностранных дел ЕС выносили на обсуждение положение с правами человека в Узбекистане в октябре 2010 года.

Особо тесные военные связи сложились у Узбекистана и Германии. В ноябре 2014 года она продлила аренду авиабазы в Термезе для обеспечения поддержки германских воинских подразделений в Афганистане. 2 марта 2015 года Германия и Узбекистан договорились об инвестициях и торговых связях на общую сумму 2,8 миллиарда евро.

США

В январе 2012 года правительство США отменило ограничения на оказание военной помощи Узбекистану, введённые 2004 году в связи с положением с правами человека в стране. В этом году военные отношения между двумя странами стали значительно более тесными в связи с принятием нового пятилетнего плана военного сотрудничества.

В декабре 2014 года помощник Госсекретаря США по Центральной Азии Ниша Бисвал заявила, что Вашингтон придерживается в отношениях с Узбекистаном политики «стратегического терпения».

«Отношение международных партнёров Узбекистана к повседневному применению пыток представляется в лучшем случае двусмысленным, а в худшем случае его можно расценить как молчаливое соучастие. США описывают своё взаимодействие с Узбекистаном как проявление «стратегического терпения», но вернее было бы назвать его стратегическим потворством. США, Германия и ЕС должны немедленно потребовать, чтобы Узбекистан действовал более чистыми методами и прекратил пытки», - заявил Джон Дальхизен.

«Международный запрет на пытки является абсолютным и безусловным. Пока Германия и США устанавливают всё более тесные связи с Узбекистаном, милиция продолжает хватать людей, которых подвергают пыткам, заставляя признать сфабрикованные обвинения, и судят на несправедливых судебных процессах. До тех пор, пока Узбекистан не прекратит использовать полученные под пытками доказательства в суде, он будет оставаться союзником, замаранным пытками».

Применение пыток в системе уголовного правосудия Узбекистана носит системный характер

Доклад Amnesty International основавается на более чем 60 интервью, проведённых между 2013-2015 годами, и включает доказательства, собранные за 23 года. Он вскрывает использование тайной полицией - Службой национальной безопасности Узбекистана - звуконепроницаемых пыточных камер с мягкими стенами, и представляет документально зафиксированные свидетельства продолжающегося использования пыточных камер в подвалах отделений милиции.

Милиция и тайная полиция используют чудовищные методы, включающие удушение, изнасилование, электрошок, воздействие экстремального жара или холода, лишение сна, пищи и воды. Доклад также представляет свидетельства об изощрённых, длительных избиениях, совершаемых группами людей, включая других заключённых.

Мужчина, которому так и не назвали причину его ареста, описал, что произошло после того, как рано утром его посадили в подвал отделения милиции:

«Мои руки были скованы наручниками у меня за спиной … Двое милиционеров избивали меня, пинали, били дубинками, я потерял сознание. Они били меня везде, по голове, по почкам… Когда я терял сознание, они лили на меня воду, чтобы привести в чувство, а потом снова били».

Силовые структуры преследуют целые семьи

Долклад представляет свидетельства широкомасштабного использования пыток и иных видов жестокого обращения по отношению к жертвам, среди которых критики правительства, религиозные группы, трудовые мигранты и предприниматели. Зачастую власти преследуют всех членов семей своих жертв.

Зухра, бывшая заключённая, рассказала Amnesty International, как силовые структуры преследовали всех членов её семьи, большинство которых по сей день остаются в заключении. Её регулярно вызывали на допрос в местное отделение милиции, где её задерживали и избивали в наказание за то, что она член «семьи экстремиста», а также принуждали её выдать местонахождение своих родственников-мужчин, или дать показания против них. Она сказала:

«Нет мира в нашем доме. Мы просыпаемся по утрам, и если перед нашими дверями стоит машина, наши сердца начинают стучать быстрее … В нашем доме не осталось мужчин. Даже внуков не осталось.»

Произвольная жестокость в рамках непрозрачной системы правосудия

Новые свидетельства, полученные Amnesty International, раскрывают системный характер применения пыток и иных видов жестокого обращения для выбивания признаний и доказательств, изобличающих других подозреваемых.

Людей часто судят с использованием доказательств, полученных под пытками. Судьи требуют взятки за смягчение приговора, милиция и тайная полиция используют угрозы пыток, вымогая огромные взятки у задержанных и заключённых.

Турецкий бизнесмен Вахит Гюнеш был обвинён в экономических преступлениях, включая уклонение от уплаты налогов, и в связи с запрещённым исламистским движением (эти обвинения он отрицает). Его 10 месяцев удерживали в одном из тайных центров содержания под стражей, где, как он заявил, его пытали до тех пор, пока он не подписал ложное признание. Его пытали снова, когда тайная полиция решила вымогать несколько миллионов долларов США у его семьи в обмен на его освобождение.

Ответ, который ему дали на просьбу об адвокате, иллюстрирует несправедливость и произвол, присущие системе правосудия Узбекистана:

«Один из обвинителей сказал: Вахит Гюнеш, возьми себя в руки. За всю историю СНБ ни один человек, попавший сюда, не был признан невиновным и выпущен на свободу. Каждый, кто попадает сюда, - виновен. И все они должны признать свою вину.»

Вахит Гюнеш описал бесчеловечные условия, психологическое устрашение, избиения и сексуальные унижения в местах содержания под стражей:

«Вы больше не человек. Там вам присваивают номер. Ваше имя там больше ничего не значит. Например, мой номер был 79. Я больше не был Вахитом Гюнешем, я был 79. Вы больше не человек. Вы стали просто номером."

Пытки продолжаются постоянно и безнаказанно с 1992 года

Хотя законодательство Узбекистана запрещает пытки, виновные редко подвергаются наказанию. Даже собственные цифры правительства отражают масштаб безнаказанности в отношении пыток: с 2010 по 2013 год только 11милиционеров были признаны виновными в соответствии с законодательством Узбекистана.

За этот период времени было официально зарегистрировано 336 жалоб на пытки, из них только 23 были приняты в производство, и 6 дошли до суда. Ситуацию ухудшает то, что расследованием жалоб часто занимаются те же самые властные структуры, которые и обвиняются в применении пыток, что резко сокращает вероятность того, что жертвы пыток когда-либо смогут добиться правосудия и компенсаций.

Amnesty International призывает президента Ислама Каримова публично осудить применение пыток. Власти также должны создать независимую систему инспектирования всех мест содержания под стражей и обеспечить, чтобы признания и другие доказательства, полученные с применением пыток или других видов жестокого обращения, никогда не использовались в суде.

Контекст

Данный доклад является четвёртым в серии из пяти докладов, посвященных разным странам, после Мексики, Нигерии и Филиппин; доклад выходит выходит в рамах глобальной кампании Amnesty International «Остановим пытки!», начатой Amnesty International в мае 2014 года. Только за последние 5 лет Amnesty International сообщала о пытках и других видах жестокого обращения в 141 стране.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.