Австралия: обнаружены доказательства участия должностных лиц в транснациональной преступной деятельности

Новые факты, собранные Amnesty International позволяют предположить, что австралийские операции по охране морской границы сейчас напоминают незаконную авантюру с признаками преступной деятельности, выплатой взяток команде судна и неправомерным обращением с женщинами, мужчинами и детьми, ищущими убежища.

Интервью, взятые у просителей убежища, членов команды судна и индонезийских полицейских позволили в новом докладе «Всеми правдами и неправдами» представить свидетельства того, что в мае 2015 года австралийские должностные лица, участвовавшие в Операции «Суверенные границы», заплатили шести членам команды, которые везла 65 человек просить убежища в Новую Зеландию, 32 000 долларов и приказали им вместо этого доставить этих людей в Индонезию. Австралийцы также дали команде судна карты, на которых было указано, где подойти к берегу Индонезии.

Свидетельские показания, которые подтверждаются видео материалами, демонстрируют, как вмешательство австралийских должностных лиц подвергло опасности жизни просителей убежища, которых перевели на другие лодки без достаточного количества топлива, и как этот инцидент вписывается в более широкую картину неправомочных операций, так называемых «разворотов» или «выдворений» малых судов.

В докладе также поднимается вопрос о том платили ли австралийские чиновники деньги команде другой лодки, которую развернули в июле.

«Австралия несколько месяцев подряд отрицала, что заплатила за контрабанду людей, но в нашем докладе представлены детальные свидетельства, указывающие на совершенно иное положение дел», - заявила Анна Ши, исследователь по вопросам беженцев в Amnesty International.

«Все имеющиеся свидетельства указывают на то, что австралийские должностные лица совершили транснациональное преступление, фактически проведя операцию по контрабанде людей, заплатив экипажу катера и потом проинструктировав их о то, что точно им делать и где подойти к индонезийскому берегу. Контрабанда людей - это преступление, которое, как правило, связано с частными лицами, а не правительствами, но здесь у нас есть веские доказательства того, что австралийские должностные лица были не просто замешаны, но руководили такими операциями».

«В двух инцидентах, зафиксированных Amnesty International, сотрудники пограничной службы также подвергли опасности жизни десятков людей, когда пересаживали их на плохо оснащённые суда. Когда дело доходит до обращения с просителями убежища, то Австралия готова нарушить законы».

Инцидент в мае 2015 года

С тех пор, как об этом инциденте впервые упомянули СМИ, представители австралийского правительства неоднократно отрицали, что платили контрабандистам, перевозящим беженцев, и заявляли, что пограничники отозвались на сигнал о помощи с судна, терпящего бедствие в море.

Впрочем, команда лодки, у которой Amnesty International взяла интервью в августе в Индонезии, где они в настоящий момент находятся под стражей в полиции, как и пассажиры, которых Amnesty International тоже опросила, все сказали, что с судном все было в порядке и они не подавали сигнала бедствия.

Сотрудники австралийской пограничной службы первый раз приблизились к лодке 17 мая 2015 года, а потом снова 22 мая. Большинство пассажиров, в том числе беременная женщина, два семилетних и один грудной ребёнок, перешли на судно пограничной охраны, после того как им сказали, что они смогут на нём помыться. Оказавшись на борту они провели в камерах около недели. Некоторым отказали в медицинской помощи или доступе к их собственным лекарствам.

А на их судне, как утверждают шесть членов команды, австралийцы дали им в общей сложности 32 000 долларов США. Как минимум один проситель убежища стал свидетелем передачи денег и дал показания Amnesty International. Индонезийская полиция подтвердила Amnesty International, что у членов команды, когда их арестовали по прибытии в страну, была обнаружена именно такая сумма денег, .

Расследование Amnesty International опирается на интервью с 62 взрослыми просителями убежища, шестью членами экипажа и представителями индонезийских властей. Организация также получила доступ к важнейшим документальным доказательствам, в том числе фотографиям и видеозаписям, сделанным пассажирами во время путешествия. Индонезийская полиция также показала исследователю Amnesty International деньги, конфискованные у шести членов команды, вся сумма в новеньких 100 долларовых купюрах.

Тридцать первого мая австралийские должностные лица перевели команду и просителей убежища на два небольших судна и дали команде указания идти к острову Роти в Индонезии, а также карту, на которой были указаны места для высадки. На обоих судах было совсем немного топлива и на одном из них топливо кончилось, когда они были в море. Напуганных пассажиров заставили совершить опасную пересадку посреди моря на оставшееся судно. В конце концов их спасли индонезийцы, после того, как судно село на риф.

Инцидент в июле

В докладе «Всеми правдами и неправдами» зафиксирован другой случай, в июле 2015 года, возможной выплаты австралийскими должностными лицами денег команде судна для того, чтобы они доставили людей в Индонезию. Этот случай, в отличие от инцидента в мае 2015 года, не был широко освещён в СМИ. На этот раз австралийские должностные лица, по-видимому, опять приказали команде судна отвезти людей на остров Роти в Индонезии. Пассажиры с судна рассказали Amnesty International, что их перехватила австралийская пограничная служба 25 июля, а на новое судно пересадила 1 августа. К этому времени у экипажа появилось две новых сумки, которых пассажиры до этого не видели. Когда пассажиры отнеслись к этому с подозрением и угрожали открыть сумки, австралийцы несколько раз сказали им этого не делать.

Эти инциденты случились в рамках австралийской операции Суверенные границы (ОСГ) - военной операции по охране границ, которая была запущена в 2013 году для того, чтобы помешать кому-либо, в том числе беженцам и лицам ищущим убежища, нелегально попасть морем в Австралию.

Amnesty International призывает Королевскую комиссию по контролю над операцией Суверенные границы провести расследование и сообщить о его результатах по заявлениям о преступных и незаконных действиях, совершённых австралийскими государственными сужащими.

Несмотря на постоянные заявления правительства о том, что целью ОСГ является обеспечение «безопасности в открытом море», Amnesty International и многие другие фиксировали тревожные примеры противозаконных выдворений, совершённых австралийскими властями.

Другие просители убежища в Индонезии рассказали Amnesty International, как австралийские должностные лица разворачивали их в открытом море и, по их словам, использовали словесные и физические оскорбления в отношении людей, находившихся на борту судна.

Подобные выдворения нарушают запрет на депортацию, который запрещает отправлять беженцев обратно в страны, где им угрожает опасность, а также не дают людям осуществить их право на рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища.

«Операция Суверенные границы не имеет никакого отношения к спасению людей и стала синонимом нарушения прав одних из самых уязвимых людей в мире. Австралия должна начать серьёзно относиться к своим международным обязательствам в отношении беженцев. Все люди ищущие убежища заслуживают того, чтобы их ходатайства были честно рассмотрено. И вместо того, чтобы продолжать разворачивать лодки с беженцами, Австралия должна начать продуктивное обсуждение вопросов улучшения региональной защиты для наиболее уязвимых групп населения Азиатско-Тихоокеанского региона и увеличить количество безопасных и легальных маршрутов для людей, стремящихся оказаться в безопасности», - подчеркнула Анна Ши.

История вопроса

В соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (Конвенция) страны несут правовые обязательства по предотвращению и борьбе с транснациональной организованной преступностью. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию, требует от государств препятствовать и бороться с незаконным ввозом мигрантов и защищать права незаконно провозимых людей. Австралия ратифицировала Конвенцию и Протокол против незаконного ввоза. Протокол требует от подписавших установить уголовную ответственность за контрабанду мигрантов, которая определяется как «содействие с целью получить прямую или косвенную, финансовую или иную материальную выгоду за нелегальный въезд лица в государство участник протокола, гражданином или постоянным жителем которого это лицо не является».

Контрабанда людей является транснациональным преступлением, в то время как люди, которых незаконно ввозят в страну не являются преступниками и международное право запрещает странам подвергать наказанию просителей убежища за способ, которым они попали в страну.

Согласно Протоколам против ввоза составом преступления по незаконному ввозу людей, являются совершение преступления, покушение на совершение преступления, участие в совершении преступления в качестве сообщника и организация других лиц или руководство ими с целью совершения преступления.

Информация, собранная Amnesty International, о событиях мая 2015 года указывает на то, что примерно 24 мая австралийские должностные лица, по всей видимости, организовали преступление или приказали команде совершить преступление и незаконно ввезти людей в другую страну. Незаконный ввоз людей в Индонезию произошел в соответствии с распоряжением австралийских должностных лиц и с их материальной помощью (две лодки, топливо, карты и GPS-навигатор). Тот способ въезда в Индонезию, который по словам команды, приказали им использовать австралийские должностные лица - подойти к определённому месту на острове Роти, а не явиться к индонезийским пограничникам и выполнить процедуры необходимые для въезда в Индонезию на лодке - равносильно нелегальному въезду в страну в соответствии с Протоколом против ввоза. Тридцать две тысячи долларов являются материальной выгодой команды за совершение незаконного въезда. Австралийские должностные лица, платившие команде и давшие им указание высадиться на острове Роти в мае 2015 года могут также считаться соучастниками в транснациональном преступлении по контрабанде людей.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.