Беженцев освободили, но им по-прежнему грозит депортация

Палестинских беженцев Али Фареса и Мохаммеда Фареса, а также сирийского беженца Абдалсалама Сакала освободили 9 ноября в столице Турции Анкаре. Дополнительная информация

Прибывших в Турцию через Сирию двоих палестинских беженцев Али Фареса и Мохаммеда Фареса, а также сирийского беженца Абдалсалама Сакала, задержали в ходе демонстрации сирийских беженцев на главном автовокзале Стамбула. Демонстранты требовали, чтобы их пропустили в приграничный турецкий город Эдирне, откуда они хотели попытаться добраться до Греции. Мохаммед Фарес жил в Ираке, но 10 лет назад бежал в Сирию после того, как в 2003 году там началась война. Али Фарес и Мохаммед Фарес (они не являются родственниками) зарегистрированы в Ближневосточном агентстве ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ.

Беженцев задержали 22 сентября вместе с ещё двумя активистами из Франции и Германии, которых с тех пор депортировали на родину за нарушение закона Турции «О митингах и демонстрациях». Ордер на депортацию и административный арест троих беженцев был выдан 22 сентября со ссылкой на статью 54 закона «Об иностранцах и международной защите». В ордере не указано, в какую страну они депортируются, однако там есть санкция на помещение их под административный арест на один месяц.

Беженцам многократно отказывали в свиданиях с адвокатами и родственниками. Второго октября адвокат из организации Refugee Rights Turkey попыталась увидеться с ними, когда они находились стамбульском центре временного содержания депортируемых лиц в районе Кумпакы, но её к ним не пустили. На следующее утро беженцы позвонили адвокату и сообщили, что их переводят в эрзурумский центр временного содержания депортиремых лиц в Ашкале (восток Турции). Шестнадцатого октября руководитель эрзурумского отделения НКО «Ассоциация прав человека» и адвокат отправились в эрзурумский центр, чтобы встретиться с беженцами. Должностные лица в центре признали факт нахождения там троих беженцев, но не допустили к ним адвоката на том основании, что для такой встречи требуется разрешение Генерального управления по контролю за миграцией. Двадцатого октября сотрудники центра отказали матери Мохаммеда Фареса в свидании с ним и не подтвердили, что он там находится. На следующий день беженцев перевели из эрзурумского центра временного содержания депортируемых лиц в Управление безопасности Анкары. Двадцать третьего октября беженцам поначалу позволили встретиться с партнёром Али Фареса, матерью Мохаммеда Фареса и адвокатом из организации Refugee Rights Turkey. В тот же день власти не разрешили адвокату ознакомиться с материалами дел беженцев и ордерами на депортацию на том основании, что у неё не было доверенности. Когда адвокат вернулась в центр с нотариусом, чтобы оформить доверенность, власти отказались предоставить оригиналы и копии документов, удостоверяющих личности беженцев, которые требовались для оформления доверенности.

В связи с непрекращающимися конфликтами в Сирии и Ираке, а также в соответствии с принципом невозвращения беженцев (принцип международной системы защиты беженцев, запрещающий отправку лиц в места, где существует реальная угроза грубого нарушения их прав), никто не должен принудительно возвращаться в какую-либо из стран, поскольку в этом случае им будет грозить реальная опасность грубых нарушений прав либо произвола. Нарушение этого принципа может принимать различные формы, в том числе непосредственного принудительного возвращения либо опосредованного путём недопущения на территорию страны или отказа в справедливой и удовлетворительной процедуре получения убежища. Нарушение также может стать непрямым, когда на беженцев оказывают давление, заставляя возвращаться туда, где существует угроза их жизни и свободам: это явление известно как конструктивное выдворение, и оно запрещено нормами международного права, имеющими обязательную силу для Турции.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.