Сирийского беженца произвольно задержали в аэропорту Стамбула

Сирийского беженца М.К. произвольно задержали в стамбульском аэропорту Сабихи Гёкчен и с 9 ноября 2015 года удерживают под стражей в бесчеловечных условиях. Ему грозит возвращение в Сирию, где его жизнь будет в опасности.

Запрет пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения или наказания запрещены многочисленными положениями международного права в области прав человека, в том числе Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания. Они также запрещены Европейской конвенцией о защите прав человека и Конституцией Турции.

Запрет произвольного задержания

Произвольное задержание запрещено нормами международного права. Запрет закреплён статьёй 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который ратифицировала Турция. Понятие «произвольности» не следует понимать в узком смысле, но толковать широко, включая элементы неуместности, несправедливости, непредсказуемости и надлежащих законных процедур, а также такие составляющие, как обоснованность, необходимость и соразмерность. Более того, древний принцип habeas corpus, например, закреплённый статьёй 9(4) МПГПП, предусматривает право каждого лица, лишённого свободы, на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

К находящимся в Турции сирийцам применяется регламент временной защиты (РВЗ) от октября 2014 года, статья 5 которого подтверждает, что они не понесут наказания за незаконный въезд на территорию Турции. Другие положения закона «Об иностранцах и международной защите» апреля 2013 года предусматривают административное задержание: 1) на время рассмотрения заявлений о предоставлении временной защиты (статья 68) либо 2) в целях выдворения (статья 57). Однако ни одно из этих положений не применимо к сирийцам, поскольку согласно законодательству Турции, сирийцы не являются заявителями, просящими «международной защиты», и не должны выдворяться в страну происхождения из-за угрозы нарушения их прав (статья 6 РВЗ).

Запрет возвращения

Краеугольным камнем системы международной защиты беженцев является принцип невозвращения. Он запрещает переброску людей в какой бы то ни было форме в места, где им может грозить реальная опасность грубых нарушений прав - как в случае с выходцами из Сирии. Этот принцип закреплён в Конвенции о статусе беженцев и в многочисленных международных правозащитных инструментах, имеющих обязательную силу для Турции. Нарушение этого принципа может принимать различные формы, в том числе непосредственно форму принудительного возвращения в страну происхождения либо переброски туда, где впоследствии данному лицу может грозить возвращение. Нарушение этого принципа также может произойти опосредованно, когда на беженцев оказывают давление, вынуждая их вернуться туда, где их жизням и свободам грозит опасность, например, прибегая к бессрочному содержанию под стражей. Такое явление известно как конструктивное выдворение, и оно запрещено нормами международного права, имеющими обязательную силу для Турции.

Произвольное задержание просителей убежища в Турции

В последние месяцы, а также в условиях усилий ЕС наладить партнёрские связи с Турцией в вопросах миграции, Amnesty International выражала тревогу по поводу того, что турецкие власти, по всей видимости, всё чаще прибегают к помещению под стражу беженцев и просителей убежища. В частности, в акции срочной помощи, опубликованной 7 декабря 2015 года, организация рассказала ещё об одном сирийском беженце - Ф.М., который содержится в бесчеловечных условиях в стамбульском аэропорту им. Ататюрка с марта 2015 года.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.