Ирак: ИГ использует гражданское население в качестве «живого щита»

В ходе операции по освобождению иракского Мосула из-под контроля «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ), жизни мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем, подвергаются опасности, при этом боевики ИГ иногда сознательно используют гражданских в качестве «живого щита», сообщает из северного Ирака Amnesty International.

Команда исследователей Amnesty International, собирая данные о жертвах среди мирных жителей в последние дни, встретилась с бежавшими за последние два дня из районов к северу от Мосула в лагеря для перемещенных лиц Зеликан и Хазер, которые находятся под контролем Регионального правительства Курдистана (РПК). Кроме того, исследователи связались по телефону с теми, кто до сих пор находится на территориях, контролируемых ИГ.

«Предполагается, что в Мосуле и его окрестностях до сих пор находится более миллиона человек, это значит, что гражданское население сейчас подвергается огромной опасности. То, что ИГ не обращает совершенно никакого внимания на безопасность мирных жителей и, по всей видимости, преднамеренно использует их в качестве «живого щита», означает, что по мере наступления иракской армии, люди, оказавшиеся в районе активных боевых действий, подвергаются еще большему риску», - заявила Линн Маалуф, заместитель директора по исследованиям в региональном офисе Amnesty International в Бейруте.

«Чтобы избежать массового убийства гражданского населения, все стороны конфликта должны принять все возможные меры предосторожности во избежание жертв среди мирного населения».

На 26 октября после начала военной операции коалиции по освобождению Мосула более 10 500 человек были перемещены, при этом предполагается, что в Мосуле и его окрестностях по-прежнему находится до 1,5 миллионов человек.

Использование ИГ «живого щита»

Некоторые мирные жители, которым удалось бежать из зоны боевых действий или чьи деревни были уже освобождены правительственными войсками, сказали Amnesty International, что боевики ИГ преднамеренно не позволяли им покидать зону конфликта. Боевики группировки смешались с гражданским населением, заняли позиции в жилых кварталах, а иногда заставляли мирных жителей переселяться в контролируемые ими районы.

«Использование гражданского населения для защиты от нападений является военным преступлением. Но даже в тех случаях, когда боевики ИГ удерживают мирных жителей в качестве «живого щита», это не освобождает иракскую армию и коалиционные силы от обязательств учитывать их присутствие и принимать все возможные меры предосторожности для того, чтобы свести к минимуму ущерб для гражданского населения, а также избегать атак, которые могут нанести несоразмерный вред гражданскому населению», - подчеркнула Линн Маалуф.

Гражданское население под перекрестным огнем

Родственники фермера и отца восьмерых детей из деревни Таб Зава в районе Башика, в мухафазе Найнава, к северо-востоку от Мосула, рассказали Аmnesty International, что 24 октября он находился у себя дома вместе с девятью членами своей семьи, когда был смертельно ранен в ходе перестрелки между ИГ и правительственным войсками. После этого деревня была освобождена иракской армией, в том числе «Золотой дивизией», элитным подразделением контртеррористической службы Ирака, которая эвакуировала гражданское население и передала его курдским силам.

В тот же день два брата, шести и пяти лет, были ранены осколками у себя дома в той же деревне. По его словам, они уже выбежали из дома, чтобы попасть в выкопанное им в саду убежище, когда в забор, окружающий их участок, попала ракета:

«Моих сыновей ранило, мы не могли их отвезти в больницу или клинику, потому что вокруг шел бой. Мы просто пытались остановить кровотечение и промыть раны. На следующее утро их в машинах скорой помощи отвезли в больницу в Эрбиле, где старшему сделали операцию на спине».

«Все стороны должны воздержаться от использования неуправляемых ракет, артиллерии, минометов и другого оружия взрывного типа с большим радиусом поражения рядом с местами сосредоточения гражданского населения. Следует отложить или отменить атаки, которые, по всей вероятности, могут носить непропорциональный или неизбирательный характер», - заявила Линн Маалуф.

Жители Таб Зава рассказали Amnesty International, что боевики ИГ использовали как пустующие, так и жилые дома и крыши для осуществления своих нападений.

Жители деревень Дириж и Чамчи в районе Башика также попали под перекрестный огонь. Мужчина, который бежал из деревни Дириж, рассказал Amnesty International, что 22 октября во время боев между ИГ и Пешмерга (курдские вооруженные силы) его 17-летний брат, находясь дома, получил огнестрельное ранение в ногу.

Он рассказал: «Боевики ИГ расположились в соседнем доме и вели оттуда огонь. Когда моего брата ранило, мы не смогли выбраться из дома, поскольку бой продолжался, и просто пытались остановить кровь… Через два дня он начал терять сознание. Мы воспользовались моментом, когда по ИГ был нанесен авиаудар, и покинули дом, его мы несли на руках. Мы бежали, пока не встретили Пешмерга. Сейчас он в больнице в Дохуке».

Мохамед (имя изменено), фермер из деревне Чамчи, сказал Amnesty International, что 23 сентября во время боев между ИГ и Пешмерга, он потерял жену и 13-летнего родственника. Он сказал, что боевики ИГ не дали им покинуть район.

Около 70 человек находились в одном доме на северном краю деревни, когда в 13:00, по словам очевидцев, на него упали минометные мины. Тринадцатилетний мальчик погиб сразу, в результате ранения в голову, а три ребенка в возрасте от 4-х до 13 лет были ранены.

«Моя жена была ранена в грудь, через некоторое время она начала жаловаться на острую боль, а кровотечение увеличилось настолько, что вся ее одежда пропиталась кровью. Бой продолжался, и мы не могли оттуда выбраться. Она умерла прямо там, и я не мог ничего сделать, чтобы ее спасти. Мы просили ДАЭШ разрешить нам уйти, пусть даже в сторону Мосула, но они запретили. Они стреляли по нашим соседям, которые пытались сбежать», - рассказал он.

В ряде случаев боевики ИГ, отступая под ударами иракской армии, заставляли гражданское население деревень, находящихся к югу от Мосула, перемещаться в контролируемые ими районы. Местные чиновники, активисты и жители района аль-Кайара, которые смогли поговорить с Amnesty International по телефону из районов, находящихся под контролем ИГ, сказали, что в Хама аль-Алил мирных жителей держали в школах, домах и других местах рядом с боевиками ИГ после того, как их заставили покинуть свои дома.

Дополнительные сведения

Гражданским лицам, бежавшим в районы под контролем РПК после начала военной операции по освобождению Мосула и размещенным в лагерях Зеликан и Карез, не разрешается покидать лагеря, кроме как для лечения в экстренных случаях. Даже тогда родственникам не разрешается сопровождать пациентов, включая детей. Такие ограничения, как и запрет на использование мобильных телефонов для тех, кто недавно прибыл в лагеря, распространяются и на тех, кто прошел проверку службами безопасности на предмет связи с ИГ. Курдские власти объясняют эти ограничения соображениями безопасности. Amnesty International неоднократно призывала курдские власти отменить все произвольные и дискриминационные ограничения на свободу передвижения внутренне перемещенных лиц.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.