Парламент Франции должен отклонить закон, который дает карт-бланш массовой слежке

Французские парламентарии должны отклонить новый законопроект, позволяющий проводить массовую слежку за электронными сообщениями, «отправляемыми или принимаемыми из-за границы», поскольку это даст правительству широкие юридические полномочия на перехват электронных сообщений миллионов людей без судебной санкции, заявила сегодня Amnesty International.

Данный законопроект, который Национальная ассамблея рассмотрит 1 октября, - это новая попытка протащить, ранее уже отклонённый Конституционным советом 24 июля 2015 года «Французский закон о слежке».

«Согласно новому закону, практически все онлайн-коммуникации будут рассматриваться французскими властями, как «законная добыча», без адекватного механизма сдержек и противовесов. Разрешение на проведение настолько широкомасштабной, интрузивной и неизбирательной массовой слежки является грубым нарушением права людей на неприкосновенность частной жизни и свободы слова», - заявил Шериф Эльсаед-Али, заместитель директора программы Amnesty International по глобальным проблемам.

«Этот закон допускает такое широкое толкование, что он по существу даёт исполнительной власти и спецслужбам карт-бланш на массовый перехват данных. Французские законодатели должны выступить против того, что основополагающие права человека могут быть сметены ускоренной процедурой принятия закона».

Несмотря на то, что принятый в июле закон уже дал правительству право использовать технику массового слежения для борьбы с терроризмом, новый законопроект идёт ещё дальше и напрямую разрешает использовать методы массовой слежки для достижения длинного и невразумительного списка целей, в том числе для защиты и продвижения государственных внешнеполитических, экономических и научных интересов.

Предложенный законопроект вызывает у Amnesty International серьёзную озабоченность, в том числе тем, что он:

• предоставляет чрезвычайно широкие полномочия, что приведёт к массовой неизбирательной слежке. Законопроект разрешает «неизбирательный» перехват всех электронных коммуникаций (как метаданных, так и электронной переписки, телефонных звонков и других онлайн-коммуникаций, вроде обращения к облачным сервисам хранения данных), отправленных или полученных из-за границы, а также использование перехваченных данных в практически безграничном множестве обстоятельств.

• предполагает несоразмерно долгие сроки хранения собранной информации. Новый закон продлевает и так уже неоправданно долгие сроки хранения собранной информации и, по-видимому, он не определяет сроков для хранения самих коммуникаций.

• отменяет предварительную судебную санкцию. Как и в законе, принятом в июле, в новом законопроекте не предусмотрена судебная санкция на слежку. К тому же, он ещё больше подрывает гарантии, содержащиеся в законе, поскольку он полностью отменяет, пусть и крайне скудные, полномочия по контролю за санкционированием мер слежения, которыми обладает Национальная комиссия по контролю за методами слежения.

• не даёт определения разрешённым техникам слежения, которые могут включать в себя использование крайне инвазивных методов для получения полного контроля за чьим-либо компьютером или телефоном.

• не оговаривает ряд фундаментальных проблем, таких как возможные соглашения об обмене разведывательной информаций с иностранными государствами.

• не оговаривает, распространяется ли его действие на перехват сообщений, проведённый за территориальными границами Франции. Совершенно неясно, будет ли деятельность спецслужб за рубежом, в том числе перехват сообщений за рубежом, регулироваться этим новым законопроектом или она останется по существу нерегулируемой.

• является по определению избирательным. Закон предоставляет различные уровни защиты в зависимости от местонахождения человека, находящегося под наблюдением. Этот новый законопроект не только устанавливает более низкий уровень защиты прав человека просто из-за того, что данные передаются через границу, но он предоставляет ещё меньше защиты в зависимости от местонахождения конкретного лица, за которым ведётся слежка.

Amnesty International также заявила, что во время проверки законопроекта не было проведено всестороннего правового анализа. Текст проекта был представлен в формате парламентского законопроекта с тем, чтобы избежать обязательного предварительного рассмотрения Государственным советом. Правительство очередной раз постаралось ускорить процедуру.

Учитывая крайне серьёзные возможные последствия для основных прав миллионов людей во Франции и за границей, которые содержатся в этом законопроекте, необходимо провести открытое, компетентное, обстоятельное и прозрачное общественное и парламентское обсуждение.

«Если этот закон будет принят, то любой, кто живет за границей и исследует возможные нарушения прав человека со стороны Французского государства или французской компании, может обнаружить, что его сообщения перехватываются», - заявил Шериф Эльсаед-Али.

«Это может иметь ужасные последствия для правозащитников, особенно в странах, где и так сложилась плохая ситуация с правами человека, так как в предложенном законопроекте нет ничего, что бы помешало французским властям делиться сведениями, полученными при перехвате их коммуникаций, с правительствами этих стран».

Дополнительные сведения

Этот французский законопроект вписывается в нынешнюю опасную тенденцию по предоставлению полномочий для проведения массовой слежки.

В сентябре парламент Швейцарии принял закон, предоставивший швейцарским спецслужбам ещё больше полномочий по мониторингу частных коммуникаций.

Аналогичные планы уже существуют в Великобритании и Нидерландах. В США рабочая группа в администрации президента Обамы в настоящий момент изучает различные подходы, которые правоохранительные структуры могли бы использовать для взлома шифрованной передачи данных.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.